Символы в сакральной живописи или куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом

Искусствоведение

На “Чердаке” неделя занимательного искусствоведения! Как часто вы смотрели на картину, скульптуру, резную крышку какой-нибудь шкатулки и гадали: кто все эти люди? А животные? А предметы? Павлин на заборе, предположим, для красоты, а вот что делает пеликан на том же заборе? Оксана Санжарова, автор целого цикла лекций об изобразительном искусстве, рассказывает об этом и еще очень много о чем другом.

Зачем это вообще нужно.

Для того, чтобы хотя бы приблизительно разобраться в сакральной живописи европейских мастеров – понимать, зачем, например, на голову и плечи вот этому святому положены камни, зачем вот эта очаровательная дама держит колесо, зачем неприятному дяденьке лилия, и прочие полезные предметы – при рассматривании, например, алтаря.

Символы в сакральной живописи или куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом
Карло Кривелли, центральный алтарь церкви Сан-Доменико в Асколи

Но для начала сходим вглубь веков.

Любое искусство, связанное с религией, очень символично, никуда от этого не уйти. Удобно, когда у твоего бога есть ярко выраженные физические признаки – голова кошки, восемь рук или он, скажем, частично слон как тот же Ганеша. Гораздо хуже, когда он более-менее антропоморфен.

Символы в сакральной живописи или куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом

Как мы понимаем, что перед нами, к примеру, Зевс? По молнии. Отобрать молнию – и мы зависли, потому что с этой бородой и голым торсом он преспокойно может быть как Зевсом – так и Посейдоном или Гераклом.

Символы – вещь необходимая. Выдал красивой полуголой девушке яблочко – и сразу понимаешь, что она Афродита. Но если она совсем обнажена и рядом мужчина – это уже Ева.

А теперь переходим к христианству.

Когда оно начиналось, ему было нечем оперировать, кроме символов. В иудаизме, из которого произошло христианство, антропоморфные изображение не приветствовались. К тому же первые три века своего существования христианство было учением преследуемым. Ему приходилось шифроваться.

Поэтому, например, если у нас плывет рыбка, а на спине у неё корзиночка, а в корзиночке – условно, хлеб, – то мы понимаем, что рыба – Иисус Христос, потому что ихтиос (рыба), а хлебушек – тело Христово. Тема плоти Христовой – не только телец, но иногда и рыба, – всплывает даже в довольно поздних изображениях, вплоть до XIII века.

Где еще могут быть символы? Монограмма Христа, виноградные лозы – кровь Христова, небесный виноград, – добрый пастырь (агнец – паства). Но как, к примеру, отличить Гермеса от Доброго Пастыря? Ведь Гермес как прообраз существовал до Христа.

Но в раннехристианском искусстве Христа вообще часто означали более древние символы. Например, Орфей, который усмирял своей музыкой людей и зверей, хищники ложились возле травоядных, то есть здесь еще и дополнительная отсылка к Райскому саду.

Еще символы Христа: ягненок с нимбом. Фруктовые гирлянды – груши и яблоки – также могут говорить о райском саде, о любви Божией. Павлин – тоже удобный символ Христа: считалось, что его плоть не подвержена тлению. Чистая вода – это чистая вода веры, пятый век, на изображениях к воде припадают животные.

В пятом веке христиан уже не преследуют, но традиция шифровать символы сохранилась. Плюс время от времени возникает иконоборчество: постоянно меняются правила, что можно и что нельзя изображать.

Саркофаг пятого века: инициалы Христа, голуби – символ Троицы, а внизу – вода веры. В православной традиции было запрещено изображать Христа в виде агнца, а у католиков это сохранилось.

Ещё среди символов, которые могут быть Христом – пеликан, ведь он, согласно легенде, выкармливает птенцов своей плотью. Якорь – символ надежности веры. Петух – как напоминание о Страшном суде и Воскресении Христовом. Лев – сила и могущество. Оливковая ветвь – мир, лилия – чистота, иногда – единорог (но чаще он символ Марии).

Кто эти персонажи, окружающие Христа, сидящего на радуге? Вокруг него – евангелисты в несколько странном виде: орел – Иоанн, лев – Марк, телец – Лука и ангел – Матфей. Так получилось, потому что видения Иоанна Богослова рассказывают нам “перед престолом… четыре животных… шесть крыл… взывают к Господу”. А также книга пророка Иезекииля: “клубящийся огонь и свет вокруг него”.

Споры о том, кому из евангелистов отдать какой символ шли среди богословов несколько веков. Объяснений маловато. Споры шли в основном вокруг того, который из евангелистов раскрывает которую из сторон Спасителя: небесную, богочеловеческую, царственную и так далее.

У Иоанна Евангелиста символ – кубок, из которого может торчать змея или дракон – или ничего не торчать. Откуда это? Несмотря на то, что Иоанн Евангелист умер своей смертью, при жизни ему довелось изрядно помучаться. Его пытались варить в кипящем масле – без особого успеха, – пытались травить тем ядом, которым перед этим успешно потравили нескольких разбойников – с Иоанном не срослось, зато он получил удобный символ для узнавания – змея или дракон символизируют яд.

А вот если взять изображения постарше, то внезапно можем увидеть Иоанна с головой орла. Это одиннадцатый век, к XII-XIV в.в. такого уже не найдешь.

Марк со львом – прекрасным котиком, – смотрит, насколько хорошо очинено перо.

Евангелист Лука – покровитель художников, – изображался с тельцом и Мадонной. Так как Лука считается первым, кто нарисовал Мадонну, то иногда его изображают рисующим ее портрет. А иногда ему позирует живая женщина.

Святой Лука Теодориха. Телец на плече – до того времени, как в искусство проникает реализм, изображения символов были более чем вольными. Художник мог посадить евангелиста на тельца, а мог – тельца на евангелиста. Символ мог быть большим или маленьким, а также мог быть практически любого цвета. А вот когда в искусство приходит реализм – символы начинают сыпаться. Возрождение довольно сильно подпортило символике: как только в реальную комнату пытаешься впихнуть весь этот зоопарк – становится нехорошо.

Художник Возрождения с трудом воспринимает мысль, что телец – это символ: он каждый день этого тельца видит и время от времени ест; корова – большая, и она будет здесь. Орла мы посадим сверху на полочку буквально клевать Иоанна в мозг. Ангел втиснется сбоку, нашептывая на ухо, а льву не повезет совсем (он выглядывает из-под скатерти). Мадонну достаточно долго не изображали вообще никак. Ну родила она бога – это же не повод её рисовать. Но ко второму-третьему веку это потихоньку начали делать.

Вот, например, Мадонна из катакомб святой Присциллы, есть предположение, что “Мадонну Лита” Леонардо “позаимствовал” именно здесь.

А к четвертому веку становится более-менее понятно, как это делать – сцены с Мадонной начинают получать устоявшуюся символику. Можно изобразить сцену Рождества, сцену поклонения пастухов или сцену поклонения волхвов, можно изобразить сцену кормления. Мадонна в сценах Благовещения изображается с книгой или пряжей, красной пряжей: и потому, что по легенде плела она занавес, и потому, что прядет она жизнь своего ребенка. Ещё один символ мадонны – единорог. Почему? Потому что девственница.

Мадонна Эмбулата – мадонна зачинающая, довольно редкая, изображается с месяцем или на месяце. Но может она сидеть на месяце уже и с младенцем.

Беременная Мадонна – редчайшая вещь; заметьте, здесь подчеркивается и беременность, и девственность – она держит лилию.

Со святым семейством мы хорошо знакомы. Как правило, это Мария, младенец Христос и Иосиф.

Но вот, например, занятный сюжет: святая Анна, мать Девы Марии, с Марией и Иисусом на руках. А вот этот сюжет примерно в шестнадцатом веке был упразднён. А до этого был очень популярен. Это святая родня. Так получалось, что некоторое количество апостолов назывались братьями Христа.

Как это могло произойти, учитывая каноническую девственность Марии? Откуда взялись братья? Тут фигурирует история матери Марии. Так получилось, что она вышла замуж после того, как родила Марию, и немедленно забеременела и родила девочку, которую назвала Мария Вторая, после чего овдовела, вышла замуж и родила Марию Третью. И вот эти-то девочки, выйдя замуж, понарожали много детей – и в результате у Христа образовалась большая разветвленная семья. И вся эта толпа подписанная – это его родственники. Сюжет изображался до того, как Лютер взялся развенчивать большое количество религиозных мифов – после чего решили на всякий случай упразднить.Печальный способ изображать деву Марию – оплакивающей Христа, Мария Пьета.

Позднее моравское изображение, Богоматерь семи мечей, XIX век. Способ зримо изобразить все скорби Девы Марии. Божья Матерь Семистрельная, она может быть с Христом и без него. Меч может быть и один.

Ещё есть сюжет вознесения Девы Марии. До примерно IV века не могли решить, что было с кончиной Девы Марии – не знали, ни умерла ли, ни погребена ли. О событиях Успения и Погребения известно в основном из апокрифов – IV-V-VI веков. С VII-IX века мнения разделились. Существовали морталисты, которые настаивали на физической кончине Девы Марии, и имморталисты, которые никак не могли решить: умерла телом и вознесся только дух? Вознеслась и телом, и духом?

Поэтому с изображением разобрались следующим образом: изображая кончину и вознесение, разделяют картину на две части, небеса и земля, и внизу – апостолы над пустым гробом. А тем временем на небесах сын встречает Деву Марию, она снова юная и прекрасная. Вот успение – может быть и такая версия. Деву Марию на небесах могут встречать ангелы с музыкальными инструментами, могут – и сын, и Бог-отец.

И ещё сюжет – Мадонна в славе, что иногда совпадает с Мадонной в Райском саду. Интересно тут то, что Мадонна уже в раю, но снова с младенцем. Как мы помним, христианство – очаровательно условная вещь. Миг рождения, взросления и смерти Христа может быть в любой точке, так что когда художник показывает нам Деву Марию с младенцем в райском саду – никакой алогичности здесь нет.

Мадонна Мизерикордия (Покрова), которая может быть со всеми людьми, с конкретным донатором или с монастырём, плащ её могут держать ангелы, святые или невидимые силы.

Очень популярный сюжет – святое собеседование, когда одновременно Дева Мария, святые, донатор (конкретно этот – Федериго да Монтефельтро, герцог Урбинский, очень любил искусство).

Конкретно это собеседование рассказывает историю одновременно радостную – герцог получил долгожданного наследника, поэтому сюжет с Божьей Матерью и младенцем на коленях говорит и о ребенке герцога, – а с другой стороны, при родах умерла герцогиня, так что сцена достаточно печальная.

А яйцо в христианской символике что только ни значит. Символ мира, жизни, зачатия, жемчужина хитрой формы – и так далее. Минимум шесть версий есть, отчего здесь висит это яйцо.Ещё один способ показать Мадонну в Райском саду, и одновременно – собеседование (донатор прилично изображен маленьким). Для того, чтобы написать Райский сад, достаточно двух деревьев, полных ангелов. А справа – святая Катерина, мы до неё ещё не добрались, но на всякий случай ищем колесико. Это к слову о том, какого размера может быть символ.

Иоанн Креститель традиционно изображается нечесаным, немытым, в овечьей шкуре, подпоясанным грубой веревкой, с крестиком, в идеале связанным из чего попало, может рядом быть тисовый кустик.А это – апостол Пётр. Как видите дядку с ключами – так сразу это он. Кстати, на этой картине ключи не нарисованные, а подвешенные кованые.

Сантьяго, Иаков, Святой Джеймс, его основной символ – это ракушка. К самому святому Иакову эта ракушка отношения не имеет, а имеет отношение к тому, что тело святого Иакова оказалось достаточно далеко от места его смерти в Испании – а это значит, что тем, кто желал поклониться его мощам, стоит отправляться в паломничество. Добрался до моря – получи ракушку. Поэтому паломники украшали себя ракушками, вышивали их на плащах… Если посмотреть на наши московские соборы, которые строили итальянцы, тема ракушек возникает там постоянно.

С апостолом Андреем всё просто, его символ – косой крест, на котором его распяли.Варфоломею не повезло. У него в качестве аксессуара – его собственная снятая кожа. Неприятно, зато очень узнаваемо.

Апостолу Симону тоже не повезло: пила не означает, что он был плотником. Чаще всего, если святому не повезло в конце жизни, он будет при себе иметь символ своего мученичества и – достаточно часто – пальмовую ветвь.

А вот это – апостол Фома. Одним из его аксессуаров является Иисус Христос. Как видишь апостола, который пытается запихать пальцы куда-нибудь в Христа – так, значит, это и есть апостол Фома, он же Неверующий.

Но поскольку Христа не всегда ему выдают, у него есть некоторые другие приметы. Бывает этот вопрошающий вид, а бывает – угольник архитектора, который пригодился ему в Индии. При чем тут Индия и угольник? Святые – жуткие затейники; апостола Фому Господь решил отправить просвещать Индию. Фоме туда страшно не хотелось, но с Богом не поспоришь. А там местный царь искал, кто б ему построил дворец. Фома ответил, что он прекрасный архитектор, царь доверил ему строительство и казну, уехал – вернулся, обнаружил, что дворца нет, казны тоже нет, потому что Фома её растратил на милостыню, помощь больным и убогим и это вот всё. Царь решает, что хорошо бы Фому казнить – но в этот момент у него умирает брат, Фома брата воскрешает, брат закатывает царю истерику – я умер и попал в такое прекрасное место, там стоит дворец, в котором я счастлив был бы служить привратником, и говорят, что он построен на твои деньги. Давай так: я возмещаю тебе всё, что потратил Фома на твой дворец, только теперь это будет мой дворец. Нееет, сказал царь, это мой дворец! – Вот так святые измывались над доверчивым населением.

Откуда, кстати, берутся эти легенды? Апокрифы начали сочинять буквально сразу после смерти Христа – и до сих пор продолжают, – но более-менее их собрал вместе в XIII веке Иаков Ворагинский в книгу “Золотая легенда”, которая была переведена на все языки, потому что это была бесконечно удобная инструкция, как надо изображать ту или иную сцену. Не то чтобы описанные там факты кто-то проверял; свалка в этой книге была преизряднейшая, иногда сам автор писал “в этот я сам не очень верю”, – но представляете, до этого художникам приходилось руководствоваться устными инструкциями, а тут вдруг дали текст!

Символы в сакральной живописи или куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом
Эль Греко, “Апостолы Петр и Павел”

Это у нас апостол Павел, он же – до обращения – Савл. У него из аксессуаров есть книга, меч и, скажем так, неприятное выражение лица. Человек он был суровый, и, несмотря на то, что меч в его руке – символ его мученичества (ему усекли голову), учитывая его характер, меч ему явно полагался всю жизнь. И в те времена, когда он гонял христиан с немалым энтузиазмом, и в те времена, когда он поменял вектор и стал гонять не-христиан.

Символы в сакральной живописи или куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом
Брейгель, “Обращение Савла”. Будущего апостола ищите между двух елочек.

Как ни странно, ещё его аксессуаром можно считать коня. Как вы помните, обращение Савла произошло, когда он упал с коня, буквально ослепленный Божественной Истиной. Это – фрагмент картины Брейгеля “Обращение Савла”, и, если вы помните, Брейгель никогда не заморачивается помещать центральный эпизод картины в центр. Где тут Савл…

Что у нас ещё с символами того народа, который был максимально близок к Христу? Например, Мария Магдалина. У неё есть прекрасные роскошные золотые распущенные волосы, сосуд с мирром, которым она умастила тело Христа, ещё у неё есть нарядные одежды – а ещё у неё может быть власяница, так как позже она ушла в пустыню. Иногда в руке у неё яичко, которое она поднесла римскому императору. Иногда её могут путать с той Марией, которая сестра Марфы и Лазаря, ещё её могут путать с блудницей Марией Египетской, которая жила несколько позже – но биография у них похожая, так что легко запутаться.

Марией Магдалиной могут изображать три разные женщины, но есть у нас еще и её сестра Марфа. Если Магдалине выдали всего – то у Марфы с символикой похуже. Она у нас хозяйственная. И не такая красивая. Из символов будут ключи, половник, ступка и ещё один символ, я потом вам о нем расскажу. Книга – не просто так; она, конечно, хозяйственная, но тоже верующая.

Ещё есть святая Вероника, которую можно считать одним из первых создателей образа Христова – так она удачно встретила его несущим крест и так удачно подала ему платок, чтобы Христос утер лицо, что на платке остался образ. Как увидите даму с белым платочком – значит, это святая Вероника.

Оксана Санжарова для “Перелетного чердака”.
Оксанин канал “Занимательное искусствоведение”, как и наш “Чердак”, делается на драйве и вдохновении. Мы хотим делиться интересным и делаем это бесплатно.


Но и на канале Оксаны, и в конце каждой нашей статьи есть реквизиты для перечисления денег.

Продолжение следует!

Хотите нас поддержать?
Спасибо!