Символы в сакральной живописи или Куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом (часть вторая)

Искусствоведение

Вторая часть великолепной лекции Оксаны Санжаровой о символике христианских святых в изобразительном искусстве, в основном – европейском. В этой части – дамы во всем своем многообразии.

А теперь мы с вами расстаемся с близким окружением Христа и переходим к мученикам, вернее, сначала – к мученицам.

Героическим женщинам, а также к неосторожным, но очень упертым наместникам и императорам, которые пытались всякими правдами и неправдами этих героических женщин казнить – потому что переубедить их было невозможно.Начнем с моей любимой Екатерины Александрийской.

Символы в сакральной живописи или Куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом (часть вторая)

Это картина четырнадцатого века, святая Екатерина с донатором (донатор – маленькая фигура в нижнем левом углу) – достаточно нечастое изображение аж с двумя колёсами. Зачем ей это инвалидное кресло?

Предположительно, святая Екатерина родилась в конце третьего века; называют даже точную дату – в 287 году. Была дамой чрезвычайно ученой и очень переборчивой – не могла найти жениха, который будет ей подходить по красоте, уму и, главное, образованию. Умерла бы она старой девой, весьма ученой, – но случайно познакомилась с одним сирийским монахом, который объяснил, что есть для неё жених – красивый, умный, богатый, зовут Христос. Девушка иносказательность поняла, крестилась и веровала бы себе тихо – но тут как раз император Максимин решил зачем-то на ней жениться. У противников христиан того времени – императоров, наместников, – была просто какая-то тяга делать себе как можно хуже. Ну хочешь ты казнить святую – бывает; но зачем это делать обязательно через попытку жениться? Причем, заметьте, при живой жене! В общем, взялся Максимин уговаривать Екатерину: вёл с ней философские диспуты, привлекал жену, чтобы та уговорила Екатерину отречься от веры и выйти замуж за Максимина. За что Екатерина распропагандировала христианство жене императора, его военачальнику и ещё примерно двумстам воинам. Тут император растерялся – но кто-то из царедворцев сказал: я нашел отличный способ её убедить. Строим машину из двух (по другим версиям – четырех) больших колес, в рост нашей красавицы, утыкиваем острыми шипами, и говорим: если она немедленно не откажется от своего глупого христианства и не выйдет замуж за императора – распнем её между колёсами. Машину протестировали на жене императора Максимина, несколько её покалечив, на что Екатерина непреклонно сказала, что колеса её не пугают, помолилась – после чего Господь пожег эти колёса небесным огнем, а Екатерине пришлось рубить голову. Заодно всех, кого она в христианство обратила, рядом положили.

Есть версия, что прообразом Катерины послужила Гипатия Александрийская, которая жила в конце четвертого – начале пятого века.

Символы в сакральной живописи или Куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом (часть вторая)
Гипатия Александрийская (Рафаэль, фрагмент фрески “Афинская школа”)

Весьма ученая женщина, основательница философской школы, растерзанная сторонниками епископа Александрийского Кирилла.Когда в искусство приходит реализм, все становится плохо: это попытка изобразить казнь Екатерины при помощи тех самых колес. Считается, что картина написана по эскизу Микеланджело. Буджардини дружил с Микеланджело, как-то пожаловался ему на нехватку сюжета, а тот сказал: напиши казнь святой Екатерины, и вроде бы даже эскиз набросал. Над этой картиной тогда много смеялись.

Символы в сакральной живописи или Куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом (часть вторая)

Чем ещё занятна святая Екатерина? Помимо сцены с колесиком, очень популярна сцена ее обручения с младенцем Христом. Обычно колесо на её изображении присутствует всегда – возможно, небольшое, возможно – плащ расшит колесами. По апокрифической легенде, святой Екатерине приснился младенец Христос, который обручился с ней золотым кольцом – после чего, конечно же, и речи не могло идти ни о каких женихах. Есть такая версия, сугубо искусствоведческая: художники рисовали колёса на картинах, изображающих святую Екатерину, всё меньшими и меньшими, и есть мысль, что в какой-то момент колёсико доуменьшали до обручального колечка. А, поскольку иконографическая традиция тогда передавалась изустно, представляю себе, как завис следующий художник. Кто это у нас здесь? Святая Екатерина. А почему с колечком? Эээ… это было её мистическое обручение с младенцем Христом, – после чего возникает апокриф, и приходится снова рисовать колёсико.Только ли она обручалась с Христом?

Символы в сакральной живописи или Куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом (часть вторая)
Амброджо Боргоньоне, “Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской и святой Екатерины Сиенской”. Обратите внимание на колесо и лилию.

Вот двойное мистическое обручение, вторая – тоже Екатерина, но Екатерина Сиенская, монахиня. Как отличить, кто из них кто? Катерина Александрийская – простоволосая, одета богато, у неё есть небольшой меч и колесо.

А Святая Екатерина Сиемская – монахиня, без колесиков. Была она двадцать пятым ребенком в семье красильщика, жила в 14 веке и уже в семь лет решила стать невестой Христовой. Вступила в орден доминиканских сестёр и вскоре разозлила до крайности весь орден своими мистическими экстазами и чрезмерной помощью в больницах и лепрозориях. В последний день карнавала в 1367 году у неё было видение об обручении с Христом. Причем их руки соединила матерь Божья, она ощутила невидимые стигматы. С тех пор греховный Карнавал перестал ходить по улице, где стоит её дом. В общем, какой-то момент церковное начальство решило, что это перебор: потому что когда какая-нибудь монахиня начинает обретать стигматы и видеть обручение с Богом, надо проверить, у нас тут будущая святая или настоящая истеричка. Поэтому Верховный Инквизитор Сиены вместе с другим богословом приехали в Сиену, решив испытать Екатерину. Они её спрашивали о сложных богословских проблемах, о Писании, она отвечала сначала спокойно, рассказывала о доктринах святой Богородицы, затем прервала свою речь и обратилась к спрашивающим с нежностью, разящей точно меч, напоминая о том, что наука может ввергнуть в гордыню тех, кто ею обладает, тогда как единственное, что стоит знать, – это наука креста Христова. Впечатленный её речью, инквизитор отказался от своего роскошного имущества, раздав всё, включая шёлковые простыни, ушёл со всех занимаемых им постов и стал монахом-прислужником в монастыре в Санта-Кроче. В мае 1374 года Екатерине пришлось предстать перед судом верховного капитула доминиканского ордена по подозрению в ереси – и она снова была признана невиновной. Изображается в монашеском наряде с лилией в руке (девственница), чаще всего её сопровождает святой Доминик. Одно время её писали со стигматами, потом специальным указом папы Римского это было запрещено, потом – снова разрешено, но не кровоточащими.

Символы в сакральной живописи или Куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом (часть вторая)
“Мадонна во славе”, фреска Аббатства святых Назария и Кельсия в Новаре, Италия

Вот ещё одна Мадонна во славе, со святым Себастьяном, который для разнообразия одет, – правда, держит парочку стрел, чтобы вы не забывали, кто он такой, – и со святой Агатой. Я вам обещала пытки, ужасы… Святая Агата, согласно “Золотой легенде”, жила в конце III века, была из богатого рода, и при принятии крещения, как и святая Екатерина, решила замуж не ходить. Естественно, римский наместник немедленно срочно решил, что ему нужна святая Агата. Cвятая Агата решила, что ей римский наместник не нужен, – но вы же понимаете, наместники знают, чем можно привлечь девушку. Надо её арестовать, заставить отречься от веры, – а когда она не отречётся, отрезать ей грудь и бросить в темницу. После этого она, конечно, на всё будет согласна.

В темнице святой Агате в ночи явился святой Пётр (которого она приняла за врача), вместе с ангелом, и предложили исцелить её раны. Она отбивается – она уже на полпути в рай, а тут врачи! – но наконец святой Петр с ангелом исцелили святую Агату. Поэтому наутро раздосадованный исцелением наместник отрубил ей голову.

Есть еще версия, что до того, как отрубить ей голову, наместник решил сначала сжечь её на костре – но тут началось землетрясение, и наместник передумал и отрубил голову святой Агате. И поехал конфисковывать её имущество, и по дороге утонул в разлившейся реке. А рассказы о святости Агаты так быстро распространились по городу, что горожане немедленно прибрали одёжку святой, оставшуюся после казни, и, когда через год началось землетрясение, от него этой одёжкой отмахались.

Символы в сакральной живописи или Куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом (часть вторая)
Джованни Кариани, “Святая Агата”

Как вы уже поняли, аксессуарами святой Агаты будут, извините, её груди. И пальмовая ветвь как символ мученичества.

Буквально следом за святой Агатой у нас появляется святая Лючия. С ней вышло интересно, потому что иногда возникает мысль, что не было никаких двух святых, уж очень сильно дублируется история: живут почти одновременно, кто-то хочет на ней жениться… вот святая Лючия уверовала в Христа и решила, что может помочь своей страдающей кровотечением матери, помолившись на могиле святой Агаты. И, явившись ей во сне, святая Агата сказала, что не надо тебе мне молиться, ты и сама всё можешь сделать. И, истово помолившись Христу, святая Лючия исцелила свою мать, после чего сказала, что а) замуж не выйдет б) имущество надо немедленно раздать бедным. Мать сказала: а давай сначала я умру, а потом будешь делать что угодно? Нет, сказала святая Лючия, это неправильно, потому что, когда ты уже будешь в Царстве Божием, поздно будет; давай сейчас. Неприятность была в том, что у святой Лючии имелся жених – которому она забыла рассказать о смене курса. Но, когда она начала растрачивать все свои средства, жених поинтересовался, куда, собственно, утекают деньги. Святая Лючия ответила, что нашла замечательное имение и как раз его покупает – не уточнив, что имение находится в Царствии Небесном. Какое-то время жених не беспокоился, но потом начал подозревать, что с невестой неладно – и пошел к наместнику жаловаться: у нас тут христиане завелись, расточают имущество, нельзя ли с ними что-нибудь сделать? Наместник, уже следующий после того, который потонул, пытаясь прибрать к рукам имущество святой Агаты, подошёл к вопросу оригинально и сказал святой Лючии: я тебя отправлю в публичный дом, где тебя растлят. Ну-ну, сказала святая Лючия. Пытались её туда отвести сначала малыми силами, потом большими, потом – называют цифры “от одного до десяти тысяч мужчин и от одного до десяти тысяч быков” пытались утащить святую Лючию в публичный дом, – не удалось, стояла намертво.

Символы в сакральной живописи или Куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом (часть вторая)

И что же решает наместник? Конечно, отрубить ей голову. Правда, не сразу, а сначала попытаться сжечь. Поставил на костёр, подливал масла, серы… Но святая Лючия стояла посреди костра невредимая, говоря о том, что просила Христа защитить её и продолжить мучения, чтобы избавить верующих в него от страха перед земными властителями. Тогда ей и отрубили голову. Но меч застрял, как-то не до конца рассёк ей горло, так что проповедовала она ещё дня три. За это время успел кончиться этот наместник – кто-то донёс императору о том, что он неправильно собирает налоги, и наместнику отрубили голову чуть ли не сразу по окончании страданий святой Лючии.

Символы в сакральной живописи или Куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом (часть вторая)
Франческо дель Косса, “Святая Лючия”

А зачем же ей глазки на стебелёчке?

Вот этого нет ни в одной серьезной легенде о святой Лючии. Версии есть разные: что ей вырвали глаза, что она сама себе их вырвала, чтобы отвратить от себя жениха, но есть и версия о том, что некий художник, рисуя святую Агату, доуменьшался – и её груди превратились в точки на блюде. А следующий художник не понял, что делают точечки – глазки? – на блюде… Видимо, святой их вырвали.

Помимо глаз, у святой Лючии из аксессуаров может быть лампа или вообще свет.

Символы в сакральной живописи или Куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом (часть вторая)

Это – Маргарита Антиохийская, Святая Марина, с драконом. Согласно “Золотой легенде”, она была дочерью языческого жреца. После того, как она приняла христианство, папа решил, что ему не нужна такая дочь – и выгнал её в поля, где Маргарита пасла стада вместе почему-то со своей кормилицей, и попалась на глаза префекту, который решил а) жениться б) перед этим заставить Маргариту отречься от Христа.

Естественно, она оказалась. Чем привлечь девушку? Естественно, её надо посадить в тюрьму, и – тут есть разные версии: выпустить на неё в тюрьме дракона, либо – ей в тюрьме является дьявол в образе дракона. Дальше версии разнятся: по одной легенде, дракон Маргариту проглотил, но у неё с собой было распятие, от которого бедного змея разнесло в клочья. Версия два: он её отрыгнул. Версия три: с драконом Марина как-то разобралась, после чего ей явился непосредственно дьявол, который объявил, что дракон был просто бесом, а сейчас будет соблазнение по всем правилам. На что Маргарита взяла очень удачно завалявшийся в темнице молот и начала лупить дьявола по голове. А, наступив ему на шею, она воскликнула: “Отступи от меня”, – после чего небеса распахнулись, тело мученицы исцелилось от ран, нанесённых драконом в предыдущем раунде, а голос свыше ободрил её, призвал ничего не бояться и велел изучить помыслы нечистого, испытать его сердце и связать навеки. После чего дьявол всю ночь соблазнял Марину речами, а она отмахивалась от него крестным знамением, загоняя беса по углам. После чего её пытались топить – и в конце концов отрубили голову.

Явно середина процесса “изучения”. Это поздняя, шестнадцатого века, нарядненькая Маргарита – это она в темнице, к слову, – с очень нарядным дракончиком.

Есть и такая версия святой Маргариты – тут у нас молота не случилось, зато есть эффектный крест, почти переходящий в копье. Здесь Марина похожа на Архангела Михаила.

А вот та, которая водит дракончика на поводочке. Это – Марфа, та самая, сестра свободной от хозяйства Марии. Дело в том, что, когда сестра её, неважно в какой ипостаси, ушла в пустыню, Марфа отправилась нести слово Христово – и доплыла до Франции. Высадилась на берег – и там ей сообщили, мол, у нас тут чудовищный тракон по имени Тараск жрёт местное население.После чего Марфа пошла к пещере, смирила дракона молитвой, заставила его выплюнуть пожранных и связала его своим поясочком – и привела в город, где бедную скотинку и умучали. (Пестик и ступка – символы Марфы.)

Символы в сакральной живописи или Куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом (часть вторая)

Такая вот святая Аполлония. Обратите внимание: в руке – инструмент, в инструменте – зуб. По легенде, была она старушкой – но в этом возрасте её не изображают практически никогда. Жила она в Александрии; когда начались гонения на христиан, в силу возраста замуж её не звали – сразу потребовали, чтобы она принесла жертвы языческим идолам. Перед этим её всласть помучили – например, выбили все зубы, – после чего старушка сказала, что она готова принести жертвы идолам и попросила её развязать – и, когда её освободили, разбежавшись, прыгнула в костёр, приняв смерть мученическую. Как вы понимаете, покровительница стоматологов.

Вот этот очаровательный мальчик- вообще-то святая Агнесса, она же Инесса. На её плече – агнец. Ну и снова: девушка из знатной семьи, в возрасте десяти лет посвятила себя Богу, а когда ей было тринадцать, сын префекта попросил её руки – с понятным результатом. Услышав, что у неё есть жених небесный, префект решил отвести Инессу в публичный дом. Отвели её туда раздетой – но у неё немедленно отросли волосы, скрыв её прекрасное тело; и любой, кто пытался получить любовь от этой девушки – навсегда терял возможность это делать. Восхищаюсь стойкостью неверующих – рискуешь много чем!

Барышню казнили мечом, причём не повезло на этот раз палачу: он был христианином и говорил ей, что казнить её не хочет, не может, не будет, она сестра его, прекрати; на что святая Инесса отвечала, что, если он её не казнит – то не встретится с ней сегодня в Царствии Небесном. После чего, казнив её, палач немедленно бросился на меч – ему, видимо, забыли сказать, что самоубийства не поощряются. Её символ – агнец, длинные волосы, покрывало, которое ей принёс ангел.

Святая Варвара, или Барбара, покровительница артиллерии и шахтёров, которая тоже сложную жизнь прожила. Её отец настолько не хотел, чтобы девушкой кто-то соблазнился, что построил ей башню, в которую дочку заточил. Но туда каким-то образом просочился христианский священник.

И когда папа вернулся и решил, что надо построить башню немного другого фасона, о двух окнах, дочь ему немедленно отвечает – о трех, о трех, символ святой троицы… Папа отправился к градоначальнику и сказал: у меня тут дома завелась христианка, нельзя ли её казнить? Градоначальник жениться не пытался, но всячески пытался отговорить девушку от веры; и ласково, и пытками. Отговорить не удалось, девушку казнил её собственный отец, после чего был немедленно убит молниями.

Вот вам ещё одна хорошенькая Варвара со своей башенкой – что-то окон многовато.

Символы в сакральной живописи или Куда Иоанн с кубком, туда и Катерина с колесом (часть вторая)
Мастер алтаря Святой Лючии, “Дева среди дев”. (Живопись средневековья как правило анонимна, поэтому даже художник с очень большим наследием обозначается по самой известной своей работе.)

А вот этот сюжет очень любили художники веке так в пятнадцатом; он называется “Дева среди дев”. Собрать цветник из мучениц, окружить им Деву Марию. Вот нам со своими щипцами Апполония, вот со своими глазками Лючия. Как я говорила, колёсико может быть вышито; вот у нас святая Катерина – ну уж заодно и обручается. Вот у нас Мария Магдалина, вот у нас святая Агнесса, с колыбелькой должна быть одна из мучениц из свиты святой Урсулы, вот святая Агата с грудью в щипцах, святая Варвара с башней, а с книжкой – святая Урсула, у её ног лежит стрела.

О рифмах в апокрифах. Есть прекрасная история о сосуде, который держит Магдалина. Помните апокриф о двух акушерках, принимавших Христа? Одна, если помните, совала руки куда не надо, а другая такими глупостями не занималась, зато сохранила часть пуповины Христовой, положив в сосуд с мирром, и всюду свою святыню с собой носила, отказываясь продать. Так вот потом её муж таки продал – и этот сосуд с мирром теперь в руках Магдалины.

Это у нас святая Руфина кисти Веласкеса, писана, скорее всего, с дочери.

Святая Хуста и Уфина, две святые сестры, покровительницы Севильи, которые вообще-то торговали керамикой. И ровно мимо их лавочки шла процессия, ну, скажем, Венеры – богини любви, – и одна из жриц зашла к ним в лавочку и спросила: не пожертвуете ли вы денег во славу нашей богини? На что сёстры ответили, что не жертвуют идолам, не истинный это бог; последовательницы Венеры побили им посуду – в ответ на что сёстры разбили статую идола. За что их должен был съесть лев – но не смог, не осилил. Девушек, конечно же, умучали другими способами.

Если вы думаете, что это – ещё одна девушка с керамикой, так нет: это святая Фёкла. Тоже со львом, а рядом – колонна. Это явно рака, в которой хранилась некая частица тела этой святой. Святую Фёклу, которая была одна из тех, кто пошел за проповедями святого Павла, пытались растерзать зверями. Звери как-то не хотели её есть; лев защищал её от медведицы, которая нападала на святую; кстати, непонятно, почему её не изображают с медведем. Святую Фёклу, для разнообразия, умучать не удалось. Умерла она своей смертью, до этого приведя к вере массу народа.

Это уже не святая Фёкла, это святая Уфимия Халкедонская, которую тоже ели львами. Её в конце концов умучали. Лев её доел.

Кто еще остался из прекрасных женщин? Это у нас – святая Касильда, а, может быть, святая Изабелла. А может быть, святая Елизавета – на выбор. Они могут жить с разбросом в двести лет, в Европе или где-нибудь у мавров. Могут быть изначально христианками, или не обязательно, но сюжет один: она – жена нехристианского правителя, носит хлеб христианским мученикам в тюрьму (в подоле). Когда же муж её ловит на этом и спрашивает: “А что это у тебя, дорогая Касильда, или Елизавета, или Изабелла, в подоле?” – та отвечает: “Розы”, расправляет подол, а там – розы.

Как вы понимаете, должно быть некоторое равновесие – не всё же красивые чудеса отдавать женщинам; поэтому есть святой Диего из Алькалы, Чудо с розами. А он-то что кому таскал? А он нищим, которых принимали у монастыря, таскал хлеб мимо отца келаря, который его за это бранил. “Что ты опять тащишь этим нищим? – Розы”.

Ну и святая Урсула, про которую – этот кусочек часослова Анны Бретонской, полный прекрасных символов. Символ святой Урсулы – стрела, которой её таки умучали до смерти, и девушки её свиты. Иногда её рисуют со стрелой, с расправленным плащом, а под плащом – девушки, девушки… По разным источникам – разное количество, от десяти до десяти тысяч.

Ну и прекрасное напоследок. Святая Сиберис, она же святая Староста, она же Вильгефортис, она же Камельнис, она же святая Юлия. С бородой.

Зачем борода? Как вы понимаете, девушка не хотела замуж. Легенда об этой святой – я перечислила только пять имен, а их больше, – была дочерью зажиточного отца – или даже правителя, – и решил отец выдать её замуж – а она как раз решила, что жених её – Небесный, и дабы отвратить всех прочих, за одну ночь вырастила себе бороду (по некоторым версиям, заодно убрала себе и грудь). Папа её был настолько раздосадован, что решил распять дочь на кресте: раз вам это так нравится – получайте, девушка. Вот есть такая версия – это Святая Староста, из Праги (“Лорета”). А что это за скрипач рядом с ней и почему у неё падает туфелька с ноги? А это одно из чудес святой Старосты. Легенда гласит: статуя святой Старосты в богатом уборе стоит в монастыре, а мимо идёт голодный скрипач, думая, где бы денег заработать, и в этот момент изукрашенный золотой сапожок – оп! – и падает ему в руки. Прелестная бородатая Золушка.

Каким, любопытно, образом в принципе возникла святая Староста? Есть вообще-то версия, что данная святая возникла путём незамысловатым. Прибывают паломники, скажем, в Испанию, откуда-нибудь, скажем, из Скандинавии. Ребята довольно дикие, христианство принявшие недавно. И видят изображение Христа одновременно на кресте и царём – были такие, вот вам, пожалуйста.

Это в Тоскане, но были они много где; то есть Христос изображался не нагим, не в муках, а распятым, но в богатой тунике и коронованным. Что думает себе нормальный недавний христианин, глядя на это? Висит бородатая женщина на кресте, судя по одежде, наверное, царица, но бородатая почему-то. Спрашивать неудобно – все же остальные знают. Наверное, распяли, наверное, святая, а борода-то зачем? Да замуж не хотелось.

Вот вам, Пьетра де Казимо, довольно позднее изображение распятого Христа, согласитесь, от святой Старосты отличается не очень.

Продолжение следует!

Оксана Санжарова для “Перелетного чердака”.

Поддержать канал Оксаны “Занимательное искусствоведение”
можно следующими способами:
Карта Сбербанка – 5469 3800 4619 0426
PayPal – oxana.sanzharova@gmail.com

Хотите нас поддержать?
Спасибо!