Драконы на балканском иконостасе

Искусствоведение

Перевод статьи доктора Василя Тенекеджиева
оригинал – здесь.

Драконы на балканском иконостасе
Иконостас Рильского монастыря, nationalgallery.bg

Почему православный иконостас увенчан драконами? На этот вопрос, к сожалению, нет простого и короткого ответа. Нет ни богословского объяснения, ни ясного церковного правила появления этих мифических созданий на алтарной преграде. И всё-таки несмотря на то, что этот вопрос не решён, можем вас уверить, что сама история драконов на иконостасе достаточно интересна и увлекательна.

Драконы на балканском иконостасе
Резьба балканского иконостаса

Когда и где встречается этот декоративный элемент?
В основном – в православных церквях Балканского полуострова, в Болгарии и некоторых соседних странах.
Когда он появляется?
В османский период, накануне национального Возрождения (т.е. к началу восемнадцатого века – прим. перев.). А с восемнадцатого века драконы становятся любимой и почти обязательной частью украшения иконостаса.
Тут следует отметить две важных вещи.
Первое. Драконы на окладе иконостаса – не обязательное правило всего православного мира. Это более всего характерно для Балкан – но и тут подобной практики нет ни в раннехристианские времена, ни в средневековье. Очевидно, она появляется примерно в то время, когда Византия, Болгария и другие православные страны покорены Османской империей.
Но почему?..

Драконы на балканском иконостасе
Бачковский монастырь, резьба 19 века

Во время Османского владычества православная церковь находилась в очень тяжёлом положении. Вполне логично, что она не могла поддерживать высокие богословские стандарты, каноны и ортодоксальную традицию в целом. Так было даже для клириков и монахов; а что говорить об обыкновенных людях… Так что османская эпоха создала прекрасную среду для пробуждения полузабытых, но не исчезнувших народных мифов, верований и обычаев. Да, речь идёт о тех фольклорных представлениях и традициях, о которых мы знаем из народных песен, сказок и обрядов. Нельзя недооценивать их силу, прочность и отпечаток в в балканской православной культуре.
Что же стало с иконостасом в османский период?
В то время начали преобладать деревянные алтарные преграды. Со Средневековья они развивались и усложнялись, и постепенно превратились в хорошо нам известные деревянные стены с рядами икон. Постепенно мастера начали украшать резьбой деревянные части – фризы, колонки, врата… В возрожденческие времена – в 18-19 веке, – этот вид украшений стал настоящим искусством. Следует дополнить, что таким образом украшались и другие части церковной меблировки: трон Владыки, амвон, кувуклия, проскинитарии и так далее (если значения этих слов вам не известны, не пропускайте следующие публикации портала).
И так мы доходим до изображения драконов.

Драконы на венце иконостаса храма святой Петки Тырновской в Софии

Традиционно самая верхняя часть – венец рамки иконостаса, оформленный резьбой и живописью, – состоит из разных элементов. Выше всего в центре располагается большое богато украшенное распятие. С двух сторон от него вставлены две отдельные иконы с резными рамками (так называемые “рипиды” или “китры”). На левой изображена Богородица, а на правой – св. ап. Иоанн Богослов. Оба они плачут, глядя на Христа на кресте. Обыкновенно под этой сценой симметрично лежат два вырезанных из дерева дракона. Разнообразие их поз, как и взаимодействие с остальными изображениями, показывает, что символика этих мифических существ достаточно противоречива и неопределённа.
Необходимо подчеркнуть, что драконы очень редко изображаются как враги христианского бога; например, когда они обращены открытыми пастями к Иисусу на кресте, или когда пронзены ангельским копьём. Иногда эти создания опутаны цепью и привязаны к основанию креста – подробность, которую мы рассмотрим чуть ниже.

Львы и другие персонажи на резьбе алтарной преграды храма святой Петки Тырновской в Софии

Чаще всего драконы устремлены в стороны – направо и налево, – или вверх – ну или как минимум туда обращены их морды. Иногда чудовища как будто поддерживают своими головами рамы изображений скорбящей Божьей Матери и св.ап.Иоанна. Создаётся впечатление, что драконы вообще не боятся креста, а наоборот – защищают его, и готовы броситься на любого, кто решится осквернить святыню.
Начинаются странности, да? В сущности, это объяснение вполне логично в контексте балканских мифов. Исследователи болгарского фольклора обращают внимание на то, что народная вера различает похожих существ: ламию, змия и дракона. Первые два – определенно отрицательные персонажи; а у дракона – более сложный характер. Одна из его ролей – Хранитель: особенного места, сокровища, волшебного дерева… Так что мы можем предположить, что именно для этого драконы появляются в основании “венца”: как стражи “наисвященнейшего сокровища” – Креста Господня. Если наша гипотеза верна, то следует говорить именно о драконах, а никак не о змиях или ламиях на алтарной преграде (хотя все три вида чрезвычайно похожи).

Драконы на балканском иконостасе
Митрополитский трон в храме святой Недели в Пловдиве, wikiwand

Если мы внимательно рассмотрим интерьер храма, то увидим, как плотно прижилась идея существ-хранителей. Иногда рядом с драконами на алтарной преграде есть и грифоны – другие традиционные хранители. На различных местах иконостаса, среди виноградных лоз и ветвей Древа Жизни, на троне владыки и на церковной мебели встречаются ещё охранники – львы. И особенно интересно то, что зачастую сами драконы не ограничивают своё присутствие венцом иконостаса. В некоторых церквях, например, они сидят на Царских вратах, охраняя вход в алтарь, символические двери в рай. Или подпирают подлокотники митрополитского трона.

В целом можно сказать, что в фигурах драконов, грифонов и львов мы видим образы мифического мира, который проник в храмовое пространство – но не как “враг”. Он занял второстепенную и весьма колоритную роль стража рая и всего святого.

Но…

Конечно, все не так просто. По христианским принципам змий – негативный символ. Он олицетворяет дьявола, зло и разрушение, а в определённом контексте может символизировать язычество. Без сомнений, официальная символика не могла быть причиной появления драконов на верху иконостаса – ну как минимум не сразу. Но позже должно было проявиться и это объяснение – и внести некоторую двойственность в толкования. Пусть и редко, но официальная христианская точка зрения отражается в изображении змея на иконах, где его пронзает копьём ангел или святой. Может быть, связывание чудовища – из этого же символического ряда. Хотя по-прежнему можно сказать, что драконы сидят у креста на цепи, как сторожевые собаки.
Здесь довольно трудно определить, “что хотел сказать автор”, и “что поняли священники и отдельно – миряне”.

Драконы на балканском иконостасе
Царские врата в исполнении современной мастерской

И что же в итоге мы можем сказать о драконах на иконостасе?
Первое – они характерны не для всего ортодоксального мира, а только для Балкан.
Второе – они появились не очень давно – накануне Возрождения.
Третье – вероятно, допущены в храмы как хранители, а не как символы зла.
Четвёртое – но позже, и то не особенно последовательно, изображения драконов на верхушках иконостасов стали трактовать как символы зла (и язычества, побеждённого Христом.
И наконец, весь вопрос драконов на иконостасах невозможно прояснить просто и однозначно – поскольку речь не идёт о чём-то официально регламентированном церковью. Наоборот, это вопрос традиции, которая возникла неформально, на основании старинных местных верований.
Фольклор многолик, изменчив, вариативен, и для огромного количества вещей простых объяснений не существует.
Так что на вопрос – почему этот конкретный иконостас увенчан драконами, – можно ответить по контексту. Это зависит от заказчика, мастера-резчика, публики, может меняться со временем, а также в зависимости от географии и от того, кто рассказывает эту историю.

Драконы на балканском иконостасе
Бигроский монастырь, часть украшения храма. Мастера-краснодеревщики изобразили самих себя

Главный ассистент Археологического музея Варны
доктор Василь Те
некеджиев
для портала “Средневековая и христианская культура”.

Перевод Ольги Недорубовой специально для “Ходи-смотри”

Ещё по теме:
“История болгарского иконостаса” (рус.)
“Болгарская резьба из дерева от древности до наших дней” (болг.)
“Резьба в Митрополитской церкви города Самоков” (болг., Самоков – один из центров этого вида прикладного искусства)

Понравилась статья?
Пожалуйста, поделитесь ею.
Хотите помочь нам в работе?
Будем признательны!

Читайте нас в телеграме