Болгария vs Византия: заклятые друзья

Варна и вокруг

В феврале 2020 года “Перелётный чердак” прочитал полуторачасовую лекцию “Как византийцы болгарских царей воевали”.
Для тех, кто любит слушать, мы выложили аудио, а тем, кто любит читать, предлагаем расшифровку.

Мы живём на руинах Римской империи, которая выступает из-под земли стенами домов и фортификаций 1-6 века и фундаментами раннехристианских храмов. Это даёт болгарским городам высочайшую степень прочности — потому что Рим строился навсегда. В общем-то, он так и остался — навсегда.

История Римской империи на Балканах начинается вместе с Нашей эрой: Рим стремится завоевать территорию Фракии, и в начале второго века окончательно делает её своей.
До Рима на территории современной Болгарии жили эллины, поселившиеся на черноморских берегах примерно в шестом веке до нашей эры, и фракийцы, местные племена.

Фракийцы — это не один народ, а примерно семь десятков разных племён, которые очень любили воевать. Преимущественно друг с другом, но грекам по периметру тоже доставалось. О фракийцах мы в основном узнаём из эллинских записей; у них самих письменности не было, они позаимствовали греческую ближе к первому веку нашей эры.
Второй источник знаний о фракийцах — это раскопки, в том числе – и на территории современной Болгарии.

Захватить фракийцев смог только Рим; император Траян весьма гордился этим фактом. Во втором веке нашей эры Фракия становится частью Империи – с центром в Риме, с императором, который определяет политику всего государства, с Сенатом, который решает, что делать дальше, и с римскими легионерами, которые в принципе могут продвинуться по службе от простого солдата до императора — как это неоднократно и происходило.
Сюда приходит римская культура и римская система ценностей — и строит здесь дороги, бани и канализации. Моется, общается и копирует греческие статуи.

В 325 году единая Римская Империя разделяется на Восточную и Западную.

Почему нам так драгоценно то, что здесь Римская империя была изначально?

Надо сказать, что ко второму веку нашей эры она добралась не только до Балкан, а примерно до всего. Территория Империи до разделения – это вся Европа, Палестина, Сирия и огромные куски Африки, то есть это все европейские моря и вся окраина Европы до Британии.

Болгария vs Византия: заклятые друзья
Римская Империя при Траяне

Это, в общем-то, половина мира: Америка ещё не открыта, а вторая половина — это Индия и Китай, до них далеко. Римская империя не просто считает себя пупом земли, она им является. Имеет смысл посмотреть, что было дальше с этим пупом земли, когда он подгрёб всё, до чего дотянулся, и пошёл мыться и общаться. Акведуки построены, земли завоёваны, бани тоже стоят — надо что-то делать.

В процессе завоевания земель действительно была создана система передачи власти самым удачливым полководцам. Наследственной передачи власти в Риме не было, и предыдущий император усыновлял следующего (обычно таковым становился самый сильный полководец, которого поддерживало наибольшее число солдат). Никакого кровного родства там не было, за редким исключением; такая традиция усыновления никак не давала династии. Это важно, потому что та же самая Византия, то есть Восточная Римская империя, до династий добралась только к восьмому веку нашей эры.
Каждый последующий правитель Византии приходил к власти путём интриг — политических, военных, каких бы то ни было ещё кошмарных переворотов — то есть спокойно там не было никогда, это имеет смысл помнить.

Теперь что касается разделения Империи.

К четвёртому веку нашей эры Рим перестал быть столицей Империи; при том, что на ее периферии постоянно шли войны, императору следовало находиться ближе к границам. Константин Первый, тот самый, который после разрешил христианство на всей территории Империи, перенёс столицу из своего западного Трира как раз в Византий и в 330 году назвал его Константинополем — столицей всей Римской империи.
В 392 император Феодосий делит Империю между сыновьями — а Балканы в это время были римскими провинциями.

Болгария vs Византия: заклятые друзья

В это время здесь уже стоят церкви, потому что христианство сюда пришло буквально пешком: в первом веке нашей эры, ногами апостола Андрея, ещё до своей официальной легализации.

Римская империя стала христианским государством до разделения. Те, кто завоёвывает Рим, нападает Западную Римскую империю, варвары только по месту рождения. Но они а) римляне б) христиане. Это не мохнатые полуголые дикари, которые приходят и разграбляют Рим с его богатствами; нет. Во-первых, они говорят на латыни. Во-вторых, они давным-давно являются держателями земель от Римской империи. В-третьих, они христиане довольно давно. Варварами они были только с точки зрения Константинополя; на самом же деле они были не варварами, а провинциалами. Это важно.

А настоящие варвары-в-шкурах идут на Фракию в четвёртом, пятом и шестом веке нашей эры – начинается Великое переселение народов.

Болгария vs Византия: заклятые друзья

О причинах переселения народов можно говорить долго; одной из них называют смену климата.
В четвёртом веке было несколько очень тёплых десятилетий. На всей обитаемой территории людей рождалось и выживало больше, чем раньше. А когда снова похолодало, люди пошли искать лучшей доли на земли более южных соседей.

Так что на земли Фракийской провинции Восточной Римской империи за пятый век приходят последовательно: авары и хазары, гунны, а также славяне — все, у кого похолодало и все, кого теснят гунны. Варвары со своим родоплеменным строем, привычкой жить в землянках и многобожием приходят в пространство мифов Древней Греции и Древнего Рима. Это белокаменные храмы, расписные статуи, поминальные и оброчные таблички, каменные саркофаги. Это всё то, что мы сейчас видим в археологических коллекциях Болгарии. Люди в этом живут, люди этим пользуются.

На земли людей, которые привыкли неспешно решать дела, лёжа в тёплой воде, приходят люди, которые вообще не знают такого образа жизни.

Славянские племена сначала останавливаются перед Дунаем, потом переходят его, чтобы пограбить и вернуться, потом переходят Дунай, грабят и не уходят, потом византийские историки пишут «наш император занят войной и все свои полки оттянул к границе с арабами, а у нас тут славяне пришли так, как будто бог им это позволил».
Славяне говорят: мы теперь тут живём.

К тому моменту — то есть к пятому веку нашей эры, – здесь уже довольно безлюдно. Сюда уже приходили авары и хазары, по этой земле уже прокатились гунны, а на войну с арабами Византия забрала тех, кто уцелел. Все, кто мог спастись — ушли в горы; равнины оставались пустыми.
Славянам было куда прийти.

А на степных пространствах оставались авары и хазары — тысячи степняков-кочевников.

Интересный момент: славяне, придя на эти земли, оставались на них и говорили «здесь будем жить мы». Византия же считала их захватчиками и постоянно выгоняла. Восточная Римская империя постоянно то славян на аваров натравливала, то аваров на славян — чтобы освободить свою провинцию и от тех, и от других.

И положение это изменилось только в 680 году, когда сюда пришёл хан Аспарух.

В конце шестого века Кубрат, один из ханов-степняков, объединяет под своей рукой степные земли Приазовья и Придонья и создаёт государство Великая Булгария. А после его смерти пять его сыновей продолжают творить историю — и один из них, Аспарух, доходит до Дуная, пересекает его и приходит на земли Римской империи, в провинцию Фракия, прямо поверх аваров и славян.

Хан Кубрат, отец Аспаруха, был воспитанником византийского двора. Кубрат рос при Константинополе.
Как, вы думаете, выглядела Фанагория – столица Великой Булгарии?

А как может выглядеть столица степного государства? Юрты, бешеные кочевники, свист нагаек? Но Фанагория была нормальным эллинским полисом, её строили эллины, бывала и частью Римской Империи, и хан Кубрат правил в нормальном цивилизованном городе — с площадями как надо, банями где надо, улицами какими надо и канализацией под ними. И с храмами, которые были посвящены — кому?

Вот тут ещё один интересный момент. Праболгары при том, что считаются язычниками, поклонялись верховному божеству — Тенгри, а посредниками между народом и богом считали верховного шамана и главного вождя. Историки говорят о том, что часто это был один и тот же главный человек – связывающий мир духов и управляющий делами на земле.
По некоторым формальным признакам такую религию можно назвать квазимонотеистичной.

То есть на земли Восточной Римской империи, захваченные славянами, приходит кочевой квазимонотеистичный народ. Византийцы в панике: как с этими воевать?
Праболгары несли смерть всему в радиусе попадания стрелы, а византийцы говорили о них: «невозможно победить людей, которые всё своё носят с собой: пьют кобылье молоко, едят лошадиное мясо и даже спят верхом и с открытыми глазами».
Хан Аспарух привёл вот такую дружину, обратил аваров и славян друг против друга и овладел землями Римской империи от устья Дуная до Балканских гор.
И в 681 году, когда Аспарух дошёл до Константинополя, Византия признала за болгарами право владеть этой землёй.

Болгария vs Византия: заклятые друзья
Картина современного художника: Аспарухово войско пересекает Дунай

«И с той поры взятие Константинополя было важной точкой на карте амбиций всех болгарских владетелей», – говорит нам учебник истории страны.

Болгарские ханы хотели захватить Константинополь, и в этом они были не одиноки. Взятие Константинополя стало хорошим тоном на протяжении восьми веков. Взятие Константинополя было почти Олимпиадой: раз в четыре года, реже, а иногда и чаще, – век на век не приходился, – до тринадцатого века, 1204 года (первый Крестовый поход), это было спортом. Пока его не взяли наконец окончательно, крестоносцы, но мы до этого ещё доберёмся.
На кой чёрт он был всем так нужен?

В конце седьмого века нашей эры болгары становятся одной из трёх народностей на этой земле — в ряду античных народов и славян. Славяне не очень хотят слушаться Аспаруха, но выбора у них особо нет: уже прижились, уходить некуда. «Болгары принесли в эту страну организацию, а славяне дали силу и корпус» – рассказывает нам учебник истории. А византийцы, с одной стороны, дают прочную основу — это Рим, это ближайшее прошлое, это изначальный как бы народ, — а, с другой стороны, становятся постоянным ближайшим врагом.

Эта земля, официально признанная Римом, фактически — языческая. Здесь почти не сохранилось целых христианских храмов — полтора века Великого переселения народов смело их с лица земли. Папа в Риме, наследник престола святого Петра, соперничает с патриархом Константинополя, наследником престола апостола Андрея. Христианство ещё не разделено. Между двумя престолами лежит Фракия.
Болгария — остаётся очень разнобожным пространством.

Почему вообще стало возможно разделение христианства на две ветви.

Когда в 324 году Константин Великий короновался на престол, он сделал это в новой столице и на греческий манер. Длинные одежды, корона с подвесками — вы это можете видеть на уцелевших мозаиках и на иконах, изображающих святых Константина и Елену; потом эти украшения перешли из императорского облачения в церковное. И он буквально перевёл страну на греческий – вплоть до языка.

Болгария vs Византия: заклятые друзья
Святые Константин и Елена, мозаика 4-5 веков н.э

В то время как весь Запад говорит на латыни, весь Восток говорит на греческом. И в середине седьмого века греческий становится абсолютным языком всей Восточной Империи. При том, что Юстиниановский кодекс закона — это последний Кодекс, написанный в основном на латыни (534 год н. э). Уже в восьмом веке представитель папского Римского престола при Константинополе жалуется, что его на улицах никто не понимает, потому что он говорит на латыни, а все остальные — на греческом.

И вот это разделило части Империи сильнее, чем церковный раскол. До церковного раскола оставалось ещё четыре века. А языковой начался значительно раньше.

Во Фракии в это время говорят: на славянских языках, на болгарском языке, объясняются на греческом и немножечко понимают латынь — к вопросу о том, как выглядел варварский мир вне пределов имперской цивилизации. Потомок человека, который в седьмом веке нашей эры пришёл сюда как завоеватель, обязан был понимать минимум четыре языка — и то если славянские диалекты считать условно одним языком. И знать минимум три письменности: латынь, греческий и праболгарские руны. У славянских племён к тому моменту не было общей письменности, получили они её значительно позже.

В Византии династии придумали не сразу; а в Болгарии наследование по крови было как данность. У хана Аспаруха был сын, который наследовал Болгарию, у его сына был сын, у него — тоже сын, и всё это был род Дуло. Одним из рода Дуло был хан Тервел, потомок Аспаруха, и он договорился с Юстинианом Вторым о возвращении тому императорского престола.

Болгария vs Византия: заклятые друзья
Болгарские ханы Первого царства

Это — начало восьмого века. Арабы пытаются взять Константинополь. Византии очень нужна помощь. Юстиниана Второго свергают, он бежит — куда? Конечно же, к ближайшим врагам: ребята, мне очень нужна военная помощь.

В этот момент Болгарии принадлежит вся Фракия от Балкан до Дуная, Панония (Румыния плюс Сербия) со всей Добруджей — огромная территория от устья Дуная сверху до Балканского хребта внизу. Практически все Балканы принадлежат Болгарии.
То, что за Балканами в сторону Эгейского и Средиземного морей, Болгарии принадлежит эпизодически — эти земли постоянно отходят то ей, то Византии.

Болгария хочет эти земли. Тервел говорит Юстиниану Второму: окей, я встану между арабами и Европой, прогоню их из Константинополя и тебя верну на престол, а за это за всё ты отдай мне Загорье.
То есть всё, что за горами. Всю Фракийскую равнину и все горы от Странджи до Эгейского моря. Включая древний Филиппополис.

Болгария vs Византия: заклятые друзья
Территория Первого царства в разные века

Юстиниан Второй соглашается, получает обратно отвоёванный у арабов Константинополь, возвращается на престол и дарует хану Тервелу титул «кесарь».
Это первый случай в истории Римской империи, когда владетель языческой страны получает из рук императора титул «кесарь».

Учебники истории настаивают на том, что хан Тервел принимает крещение в Византии – и если это так, то, значит, первый христианский хан-кесарь управлял языческой Фракией ещё до того, как в неё вернулось христианство.

В середине восьмого века на болгарском престоле веке меняется династия, правители вытесняют друг друга с трона так быстро, что в глазах рябит. И основной причиной смены ханов на троне является политика в отношении Константинополя.
Если хан с Константинополем дружит — его гонят за излишнюю лояльность. Если воюет — за то, что никак не может договориться. Сколько времени глава государства удержится на троне – в это время определяет сила болярских родов (военно-аристократических, фактически — рыцарских, но языческих).

Ханы-неудачники бегут в Константинополь.

Например, хан Телериг сначала выступает против византийского императора Константина Пятого Копронима. Хан пишет императору: я бы к тебе сбежал с удовольствием, жизни мне тут не стало; но не знаю, на кого из твоих подданных могу рассчитывать; напиши мне, пожалуйста, имена своих приверженцев в моём кругу. Константин Пятый высылает список.
Хан Телериг отрубает головы всем поименованным.
Константин Пятый рвёт волосы у себя на голове, что с удовлетворением отмечают придворные летописцы. А хан Телериг через несколько лет повторяет просьбу — но на этот раз таки убегает в Константинополь от болярского недовольства, женится на придворной даме и становится основателем одной из византийских аристократических династий.
Константин Пятый Копроним отбирает Загорье обратно.

Византийский император, по совокупности достижений прозванный летописцами Говнозванным (буквальный перевод прозвища Копроним), за двадцать лет устраивает девять походов на болгар. У которых в этот момент внутренний кризис власти: хана Телерига сменяет хан Кардам, хана Кардама сменяет хан Крум.
Об него разбивается внутренний кризис власти в Болгарии. Крум становится основателем новой династии.

В конце восьмого века франки разбивают Аварский каганат – огромное государство авар, существовавшее в Европе бок о бок с Болгарией со второй половины шестого по начало девятого века. Аварский каганат в пик своего расцвета занимал территорию современных Венгрии, Румынии, Словакии, Польши, Швейцарии, Украины, Литвы, Болгарии и Северной Македонии. Франки бьют авар в конце восьмого века. В начале девятого тех авар, кто не принял крещения и продолжает сопротивляться, преследуют по всей Европе с одной стороны и поджимают с Балкан – с другой.

Это оказался удачный момент, чтобы расширить Болгарию на освобождённые от аваров земли. Хан Крум доходит до Сербии и Венгрии. Захватывает территории, получает солевые шахты и железные рудники, на которых живёт множество славянских племён и христианских народов. То есть государство-то он, конечно, расширяет; но проблем себе добавляет — изрядно. В том числе — и со стороны недовольствующей Византии.

Болгария vs Византия: заклятые друзья
Светло-жёлтое вокруг оранжевого – расширение Болгарии в правление Крума

Страшно недовольна Византия тем, что Болгария дошла практически до Карпат. Византийцы идут на болгар, хан Крум их гонит и заодно отбирает золотую казну, которой империя собиралась заплатить своей армии.
В 809 году берёт Сердику (современную Софию), которая до того считается византийским городом.

В ответ византийцы в 811 году берут Плиску — болгарскую столицу, основанную ханом Аспарухом в удобном месте, между гор, на равнине. К девятому веку Плиска — огромный красивый город с высокой крепостной стеной, большим дворцом, мощёными улицами, канализацией и банями, многоэтажными каменными домами и большим храмом верховного болгарского божества Тенгри. Никифор Первый воюет хана Крума — доходит до Плиски, сносит её, натурально, до руин. В ответ на что хан Крум собирает и аваров, и славян, и вооружает всех — включая женщин. И вся эта сборная армия нелюбителей античного образа жизни идёт воевать Никифора Первого. Для него история заканчивается очень плохо: хан Крум отрубает императору голову, оковывает его череп серебром — и из этого кубка вынуждает выпить за своё здоровье послов следующего византийского императора.
С тех пор в Болгарии и Византии сложилась традиция встречать посланников одной из сторон — такими кубками из черепов их владетелей. Хлебом, солью, вином…

Болгария становится третьей важной мировой силой. Есть три больших европейских государства: Восточная Римская империя — христианская; государство франков — христианское; Болгария — разнобожная, условно — языческая.

В это время во Франции приходит к власти Карл Великий (он стал императором Запада в 800 году), который объявляет восстановление Западной Римской империи с собой во главе. До того племена остготов и вестготов всё ещё считаются наместниками Константинополя, получают подтверждение своей власти из рук патриарха. То есть без одобрения Константинополя они править не могли, обязательно были представители Империи при дворе, обязательно были представители патриаршего престола. Ротация послов, подарков и черепов идёт постоянно. Но! Карл Великий в общем-то посылает Византию к чёрту, объединив под Францией огромное количество земель.

Что мы имеем.

Византию, которую обдирают с трёх сторон. С одной стороны — Франция  не только обдирала Византию, но и отказывалась  воевать на её стороне. А Византия натравливала франков на своих противников очень долго и с большим чувством: «Идите, франки, арабов повоюйте». Добыча этих войн оседала в Константинополе; в том числе и поэтому его все пытались взять.

С одной стороны — франки, с другой — болгары. А с третьей стороны — арабы отгрызают от Византии сначала Сирию, потом — Палестину, потом — Месопотамию и Египет.

Болгария растёт и укрепляется; до 965 года Византия платит ей дань.
Хан Крум превращает Болгарию в правовое государство, делает то же, что и Юстиниан для Римской империи в пятом веке: пишет большой кодекс законов, общий для всей территории страны. Кодекс закрепляет права владения недвижимостью, уравнивает в правах славян и болгар (до него во власти были только потомки праболгарских родов). Крум отдаёт приоритет тем, кто выращивает еду, а не тем, кто её у других отбирает. Не то чтобы это добавило хану Круму популярности среди воинов — но народ его возлюбил ещё сильнее. Отвлекаясь от темы, скажу, что владение недвижимостью в современной Болгарии до сих пор определяется Крумовым кодексом.

Болгария становится правовым государством в то время, как у Византии отнимают, во-первых, её житницу, а во-вторых — и это совершеннейшая катастрофа, – источник папируса. Забрав Египет, арабы забирают источник дешёвой бумаги; резко сокращается переписывание книг, резко сокращается в принципе книгоиздательство как таковое.

Литература Византии — это отдельная прекрасная тема. Она была огромна, обширна, включала в себя ладно бы только греческие источники — но ещё и огромный корпус средневековых любовных романов. Это было унаследовано от античности — прекрасные приключения молодых людей, так или иначе кончающихся их свадьбой. Великого источника бумаги Византия лишается. Как и источника дешёвого хлеба.

К чему это приводит практически сразу?
К мракобесию.

Византию — помимо того, что её со всех сторон давят войной, – захлёстывает первый иконоборческий период. Теория иконоборчества — разветвлённая и разнообразная: от «не сотвори себе кумира» до «иконы показывают телесный образ Христа, а это абсолютно недопустимо, потому что он — воплощение духа Божия».

А в практическом смысле — это безграмотность, болезни, голод. Болезни и голод ещё больше усиливают безграмотность; люди кидаются к Богу изо всех сил — и доходят до того, что едят штукатурку с икон. И это продолжается до девятого века, когда выходит некоторое послабление: приходит к власти императрица Ирина, возвращает иконопочитание и все немножечко выдыхают.

Болгария в это время преодолевает внутреннеполитический кризис и устанавливает государственность руками хана Крума.
Хан Крум несколько раз подходит к Константинополю и наконец решает его взять. Собирает осадные машины, стягивает огромные войска к столице Империи — и накануне решающей битвы умирает от разрыва сердца.

Мы дошли до десятого века.
Почему Византия в это время была таким лакомым кусочком?

Но сначала — о возвращении христианства в Болгарию.
Наследник Крума —Богорис (Борис), который получает всю эту землю с огромным количеством религий, с некоторым количеством уцелевших и переживших все эти века христиан, с разными языческими храмами — и с совершенно непрошибаемой болгарской администрацией. Кроме того, Болгария, политическая сила, одна из трёх важнейших сил на карте мира, остальными двумя не признаётся по формальному признаку: язычники, варвары. Это вынуждает Бориса принять христианство всей страной.

Болгария vs Византия: заклятые друзья
Крещение Бориса. Средневековая миниатюра

До него — каждый народ служил своим богам, и все друг с другом спорили.

Хан Богорис (Борис) долго готовит страну. Как говорит учебник истории: «Христианство было подходящей концепцией для объяснения изменений в социальной жизни страны». Здесь — так. Борис принимает христианство и меняет имя на Михаил. Его крестят в источнике, который считается священным ещё с фракийски времён. По одним летописям, это происходит в столице Плиске; по другим — здесь, над Варной, на холме Караач-теке; по третьим — в Старой Загоре в чудотворном роднике. Есть предположение, что Борис проехал по стране, показательно принимая крещение во всех стратегически важных чудотворных источниках. До эпохи интернета ещё далеко, новости распространяются медленно, и логичнее несколько раз принять один и тот же обряд и показать людям, что ты выжил, приняв нового бога.
Владетель меняет языческий титул и имя – на христианские. Хан Богорис становится князем Михаилом.

До того долго ведётся речь о том, кто, собственно, будет крестить Бориса и после — быть проводником христианства в Болгарию, Римский папа или Константинопольский патриарх. Рим говорит: неплохо бы нам здесь. Константинополь говорит: мы ближе. Борис умело ведёт переговоры, обещает эксклюзивные отношения каждому из глав церкви. И так, стравливая двух церковных политиков, добивается для Болгарии церковной независимости.

Фактически болгарская церковь родилась самостоятельной. Это очень серьёзный момент: что на тот момент существует два важных церковных центра — Рим и Царьград, – и три церковных языка — латынь, греческий, древнееврейский.
Борис-Михаил вводит болгарский язык как четвёртый церковный.

Примерно в это время Византия стимулировала перевод христианских текстов на славянский язык. Которого как единой системы ещё не существовало. Чтобы славяне стали настоящими христианами и могли читать церковные книги, два монаха болгарского происхождения, Кирилл и Методий, в течение двадцати лет разрабатывают письменный строй славянского языка. Двадцать лет они изучают, записывают, думают, разговаривают, сопоставляют, сводят славянские наречия в  единую систему, и наконец — создают письменность глаголицу. И фактически приносят славянам азбуку, на которой написаны церковные книги.

Болгария vs Византия: заклятые друзья
Бескрайне популярные в Болгарии святые просветители Кирилл и Методий (Мефодий)

Письменный славянский язык отправляется в Западную Европу к моравскому князю. Чему совершенно не рад Ватикан. Не надо, чтобы у славян был свой письменный строй; надо служить на латыни и писать на латыни.
Глаголицу из западных стран изгоняют со смертью Кирилла и Методия. Славянские племена переходят на латынь.

В Болгарии ситуация совершенно другая. Здесь сначала принимают глаголицу, переписывают на неё христианские книги. В это время ученики Кирилла и Методия  в Мораве работают над тем, чтобы упростить сложную глаголицу, превратить её в более лёгкий и более логичный письменный язык.

После смерти Кирилла и Методия их учеников изгоняют из Моравы. Они просят приюта у болгарского владетеля — князь Борис с удовольствием принимает учёных монахов и всячески поощряет их продолжать работу.
Кириллица рождается здесь, в Болгарии. По официальной версии — в Преславской книжной школе, в столице, Плиске.

Князь Борис переносит столицу из Плиски в Преслав, строит там большую базилику в километре от собственного дворца, два раза в день ходит туда пешком молиться. За ним идёт вся столица. За ней следует вся страна.

Христианство в Болгарии приживается.

Князь Борис решает, что с него хватит. Он навоевался и с Византией снаружи, и со своими болярами внутри. Он крестил страну и утвердил христианство, он сделал так, что у этого христианства есть свой язык, общий для всех земель, и официально признанная другими странами письменность. Во второй половине жизни ему гораздо интереснее книги, чем войны. Князь Борис строит себе над Варной монастырь с огромным скрипторием и принимает монашеский сан. Там — огромные библиотеки, штат переводчиков — они переписывают и переводят не только церковные, но и светские книги на кириллицу. Князю Борису очень интересно живётся.

Престол он передаёт своему старшему сыну Владимиру, которого воспитывал своим наследником. Младшего же сына, Симеона, князь Борис растил как будущего патриарха Болгарской церкви — и тот уже давно носил монашеские одежды.

И в этот момент глава страны, князь Владимир Расате, возвращает язычество и принимает языческое имя. Его отец, узнав об этом, покидает монастырь, возвращает себе престол, свергает старшего сына с трона, ослепляет его — и на этом моменте Расате пропадает из истории. Зато появляется Симеон, которому князь Борис говорит: ты теперь глава страны. Я с тебя снимаю монашеский сан.

Болгария vs Византия: заклятые друзья

Мы не знаем, как звали Симеона при рождении — он был посвящён в монашеский сан в ранней юности и отрёкся от своего мирского имени, чтобы служить церкви. А тут такой поворот.
Симеон был человеком величайшего научного ума. Теолог, покровитель книжности — в такие непростые времена надевает корону и идёт воевать Константинополь.
Потому что Константинополю к тому моменту Болгария стала такой костью в горле, какой раньше не было. Целая страна с единой верой и государственностью, в ней — независимая церковь, да ещё и дань платить!
Да, Болгария была единственной страной, которой Константинополь платил дань.
Снова.

Уйдя с престола во второй раз, Борис возвращается в монастырь, надевает монашеские одежды и снова живёт интереснейшей жизнью учёного — которая не досталась его сыну Симеону. Который то воюет, то пишет. То воюет, то пишет.

Важнейшее достижение Симеона — то, что он отвоёвывает у Константинополя полную независимость болгарской церкви. Это значит, что официально письменный славянский язык с азбукой кириллицей становится одним из официальных языков христианства. Обряды служат на болгарском, книги пишут на кириллице, болгарский патриарх не слушается константинопольского — по сану они равны.
Царьград этому не рад.

Симеон доходит с войском до Константинополя. И может Константинополь взять. И под стенами Константинополя Симеон объявляет себя царём болгар и ромеев (то есть римлян; то есть — византийцев).

Болгария vs Византия: заклятые друзья

Понятно, что византийский базилевс не признаёт притязания Симеона на византийский же престол. Но Симеону это не мешает. Он выставляет Византии запредельный счёт, который Империя вынуждена оплатить; он забирает у ромеев очередные лакомые земли — и объявляет Болгарию царством.
Фактически Болгария становится царством ещё при Круме. Но в этот момент официально закрепляется её статус христианского государства с настоящими законами, признанными Византией.
Которая является главой тогдашнего мира.

* продолжение

Редакция “Перелётного чердака”:
Ольга Недорубова и Александр Шуйский

Хотите помочь нам в работе?
Будем признательны!

Читайте нас в телеграме