Путешествия

В Болгарии — сотни экологических прогулочных троп, туристических однодневных и многодневных маршрутов. Разведывать один из них отправился наш постоянный автор Александр Коган. Невероятные виды, уникальная природа, вдохновляющее безлюдье — и другие детали похода Александра и Натальи.

Более двух третей страны занимают скалы, горы, нагорья и холмы (в общем — 37 возвышенностей, все разные). Самые известные из них — Стара Планина, Рила, Пирин и Родопи.

В Родопах, Рилах и Пирине летом мы уже были, поэтому выбрали Балканские горы (Стара Планина). Это самый длинный и самый большой по площади горный массив в Болгарии, давший имя всему Балканскому полуострову. Интересно, что название «Стара Планина» впервые появилось в 1533 году в путевых заметках далматинского путешественника Антуна Вранчича, а самое старое имя этих гор — Хемус — в переводе с древнефракийского— «гребень, водораздел, граница».

Стара Планина разделяет Болгарию на Северную и Южную и проходит по всей территории страны от западной границы с Сербией до Черного моря. Именно поэтому вдоль хребта горной гряды проходит последний этап европейского туристического пешеходного маршрута E-3, который начинается от европейского побережья Атлантики и доходит до Черного моря. Длина маршрута Е3 — около 7000 км.

Болгарская часть маршрут Е3 называется «Ком — Эмине», поскольку начинается он от пика Ком, недалеко от границы Болгарии с Сербией, и заканчивается у мыса Эмине на Черном море, самой восточной точке Балканских гор.

Длина маршрута «Ком – Эмине» составляет от 650 до 720 километров (трасса летнего и зимнего пути немного отличаются). Время прохождения сильно зависит от атмосферных условий и физической подготовки участников. Опытные путешественники с минимумом снаряжения преодолевают расстояние за 10-12 дней, а время прохода в летние месяцы туриста со средней подготовкой составляет около 20 дней.

В 1987 году Любомир Палакарчев путешествовал по маршруту 5 дней и 14 часов без чьей бы то ни было сторонней поддержке. Одиннадцатого августа 2015 года Божидар Антонов прошел маршрут за 5 дней, 10 часов и 10 минут. Всего 18 дней спустя Кирилл Николов-Дизель установил новый рекорд — 4 дня, 13 часов, 5 минут.

Вдоль маршрута есть 27 маленьких гостиниц (в горах их называют хижи), в которых можно ночевать, если правильно рассчитать время на прохождение различных этапов пути. В гостиницы лучше заранее позвонить, чтобы убедиться, что они будут работать и найдут для вас место и еду. По правилам управления хижами в Болгарии, их хозяева не могут отказать туристу в ночлеге и помощи. «Ком – Эмине« — самый длинный туристический маршрут в Болгарии. Это единственная сплошная маркированная трасса, проходящая через всю страну. Пройтись по Балканским горам от самого западного до самого восточного края — это сложная задача, мы решили преодолеть небольшой участок этого маршрута и выбрали ту его часть, которая проходит через заповедник (резерват) «Козя Стена».Нам давно хотелось побывать в этих местах: мы видели их в одной из передач по каналу «Destination», где показывали красивейшие виды из резервата.

Район заповедника — труднодоступный, но невероятно красивый. Скалы поднимаются почти вертикально в лесных районах или на открытых пространствах, а высота колеблется от 1200 до 1600 м. Весь район назван по имени одной из скал. Резерват — часть Национального парка «Централен Балкан» и создан в 1987 году для защиты редких или находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и птиц. Это одно из трех мест в Болгарии, где растут эдельвейсы.

Нам очень хотелось увидеть цветущие эдельвейсы, и мы запланировали поход на конец июля — начало августа. В горах можно было отдохнуть от жары — Варна в это время разогрелась до 32-35 градусов днем и 25-27 градусов ночью.

Зимой мы ездили в горы на общественном транспорте или на машине и жили в гостиницах. Для летнего путешествия мы решили вспомнить молодость и положиться на собственные силы — передвигаться пешком. Поэтому, кроме двух традиционных вопросов: куда мы хотим поехать и когда туда стоит ехать, — мы решали еще два важных: как туда попасть и как оттуда выбираться.

Через резерват «Козя Стена» проходит несколько маркированных туристических троп. Мы выбрали ту, которая начинается от хижи «Хайдушка песен» и идет до хижи «Козя Стена». На карте этот маршрут обозначен зеленым цветом, а красным — та часть маршрута «Ком – Эмине», которая проходит через резерват. Синим цветом обозначен маршрут, который мы выбрали для обратного пути. Эта тропа начинается от хижи и заканчивается в селе Чифлик.

Забегая вперед, скажу, что это было очень правильное решение: в Чифлике есть несколько гостиниц с бассейнами с горячей минеральной водой, где было чрезвычайно приятно отмокать после утомительных подъемов и спусков.

Охота на эдельвейс

Путь от Варны до начала пешеходной части нашего маршрута — хижи «Хайдушка песен», — состоял из двух частей: поезд до Трояна и такси до места.

В 7.30 утра мы отправились на поезде Варна-София до города Левски, там должна быть пересадка на поезд Левски-Троян. Билеты на вокзале в Варне мы взяли сразу до Трояна (45 лева на двоих).

Выйдя из поезда в Левски, стали спрашивать — с какого пути пойдет поезд до Трояна. Немедленно получили две новости — плохую и хорошую. Плохая новость заключалась в том, что поезда этого не будет, потому что произошла авария — грузовик на железнодорожном переезде не поделил дорогу с поездом, шедшим из Трояна в Левски. Жертв, к счастью, нет, но путь перекрыт грузовиком, который валяется на путях. Но была и хорошая новость: железнодорожники обещают организовать автобус, который доставит всех пассажиров отмененного поезда по назначению.
Автобус действительно приехал и с задержкой около часа мы тронулись в путь.

Вместе с пассажирами в автобус сел железнодорожный кондуктор, который должен был проверять билеты — и делал это. Так что мы проехались в автобусе по железнодорожному билету. «Вот билет на балет, на трамвай билета нет»©.

Дорога, по которой ехал наш автобус, проходила мимо места аварии, и мы увидели перевернутый грузовик метрах в 50 от переезда — так далеко протащил его поезд, — и подъемный кран, пытающийся его убрать с путей.
Больше приключений до Трояна не было. В городе стоит немного задержаться и посмотреть известный Троянский монастырь «Успения Богородицы», третий по величине в Болгарии. Еще одна фишка Трояна — знаменитая сливовая ракия; но ее можно купить по всей Болгарии.

Такси за полчаса и 23 лева доставило нас до хижи Хайдушка песен. Если путешествовать на машине, то из Трояна надо выезжать в южном направлении по дороге №35 и примерно через 6-7 км повернуть направо на «Бели Осъм» и там прямо по дороге через села Бели Осъм и Чифлик. Когда асфальтированная дорога закончится, это значит, что вы приехали к хиже «Хайдушка песен». На последних трех километрах у вас не раз возникнет искушение решить, что асфальт уже закончился, но это не так: подождите, пока дорога не упрется в небольшую речку.

Хижа — двухэтажное здание, на первом этаже которого находится столовая и кухня, на втором этаже — спальни для 38 человек и туалеты. Рядом построены 6 маленьких двухместных домиков, которые гордо называются «бунгало». Нас там ждали, поскольку мы заранее резервировали для себя места. Стоимость ночевки в бунгало — 10 лева на человека.

За небольшие деньги нас накормили вполне приличным ужином и мы отправились отдыхать. Ночь оказалась совсем не похожей на варненскую: на улице было 13 градусов и нам пришлось укрываться двумя одеялами, а самым громким звуком было журчание воды в ближайшей речке. После завтрака мы тронулись в путь по направлению к хиже «Козя Стена». Наша отправная точка находилась на высоте 870 метров над уровнем моря, а конечная — 1560 метров, то есть нам надо было подняться по высоте на на 690 метров, пройдя при этом путь в 3,5 км. Но самый крутой подъем ждал нас в начале пути, где мы должны были подняться на 590 метров на расстоянии 1,7 км.

Это означает, что уклон подъема на этом участке составлял 35%, то есть мы поднимались на 35 метров на каждые 100 метров пути. Для сравнения: уклон самых крутых (черных) горнолыжных трасс составляет около 25-30%.
Когда мы готовились к этому походу, я пошел в варненский туристический клуб «Родни Балканы» к инструктору, которая водит группы по этим местам, и она мне сказала, что этот подъем «силно стръмен» (очень крутой; общий корень с русским словом «стремнина»). Поэтому мы решили потренироваться перед походом и поднимались на Френгенское плато к телебашне. Так все и оказалось в реальности — «силно стръмен» подъём; но мы были морально и физически готовы и прошли его нормально. Нам здорово помогли палки для скандинавской ходьбы; но еще больше они пригодились на обратном пути во время спуска. Шли не торопясь, отдыхали, пили воду. Хорошо еще, что дорога проходила по густому буковому лесу, который защищал нас от солнца. Время от времени мы видели небольшие зеленые горизонтальные полосы — маркировку нашего маршрута, — так что сбиться с пути было невозможно.

Примерно через полтора часа мы преодолели основную часть подъема и вышли к организованному месту отдыха. Там стояли скамейки, столы и даже был запас дров для костра (такое место отдыха в горах Болгарии называют «заслон»). Оттуда начинается резерват Козя Стена. К этому заслону подходит и тропа от Чифлика (желтая маркировка) и поэтому дальше тропа маркирована жёлто-зелёной полосой. От заслона уклон местности стал значительно меньше. Вскоре тропа вынырнула из леса, и мы увидели окрестные горы.

Вдоль дороги росла черника и брусника, так что нам было красиво и вкусно. И тишина — такая, что, когда мы останавливались, то самым громким звуком было биение собственного сердца. Когда мы в полной тишине смотрели на горные пейзажи вокруг — мы чувствовали себя оторванными от мира людей… Пока не услышали звон колокольчиков. Приглядевшись, мы увидели на противоположном склоне горы, до которого было никак не меньше 3-4 км, фигурки нескольких лошадей. Представляете себе, какой там прозрачный и чистый воздух?

Дальше тропа повернула в юго-западном направлении, и примерно через 20 минут мы поднялись к седловине Ветрови преслап (1530 метров) около мемориального камня Петко Дачеву, погибшему в 1956 от лавины. Тут тропа пересекает маршрут “Ком-Емине” (красная маркировка). Двигаясь от памятника в западном направлении по тропе с красно-зеленой маркировкой мы пришли к конечной цели нашего маршрута — хиже «Козя стена».

Хижа — довольно большое трехэтажное здание, которое может вместить около 100 туристов. Встретивший нас хижар показал комнату на третьем этаже (14 лева с человека за одну ночевку), предложил пообедать и попросил экономить воду и электроэнергию. Источником воды для хижи является родник, который в летние месяцы истощается, поэтому здесь нет душа и вода из крана течет довольно слабо. Электроэнергию хижа получает от солнечных батарей, расположенных на южной стене здания, и поэтому комнаты освещаются небольшими светодиодными лампами, а розетки для зарядки смартфонов есть только на первом этаже.

Надо сказать, что у нас остались самые лучшие впечатления о хижарах как в «Хайдушка песен», так и в «Козя Стена». Эти люди встречали нас как гостей, а не как посетителей — доброжелательно, внимательно, всегда были готовы помочь. Например, в хиже «Хайдушка песен» нам помогли со связью, поскольку в этом месте не работал мобильный телефон, а в хиже «Козя Стена» нам рассказали о близлежащих горах, и, что было для нас особенно важно, подробно объяснили, где найти цветущие эдельвейсы.

Вторую половину дня мы исследовали местность вокруг хижи «Козя Стена» — и прошли по нескольку километров сначала на запад, а потом на восток по маршруту «Ком-Эмине». Тропа, по которой проходит “Ком-Эмине” и вертикальный профиль этого маршрута:

А ночью нас ждало заранее запланированное удовольствие, которое нельзя получить ни в одном городе мира. После полуночи мы выбрались наружу и долго молча любовались потрясающей картиной ярчайшего звёздного неба. Там было столько звезд, что даже контуры знакомых созвездий мы находили с трудом. И только Млечный путь нельзя было ни с чем перепутать — он проходил широкой светлой полосой с юга на северо-восток.

Нашей утренней бодрости в немалой степени способствовало отсутствие отопления в здании. Мы там были в середине лета и укрывались двумя одеялами; а как себя чувствуют путешественники весной или осенью? А зимой — ночуют все вместе в общей гостиной у очага, как в старые времена?… После завтрака мы снова вышли на маршрут Ком-Эмине и направились в обратный путь на восток по направлению к Чифлику. А сколько еще осталось вариантов…

Хижар достаточно точно описал нам место, где растут эдельвейсы, и вскоре мы любовались этими прекрасными и редкими цветами. Они росли несколькими группами среди скал недалеко от дороги. Само собой, мы не стали их срывать. Эти цветы очень почитают в альпийских странах; болгарское название этого цветка (еделвайс), так же, как и русское, составлено из двух немецких корней: «edel» – благородный и «weiss» – белый.

Обратный путь до заслона был нетрудным, и мы хорошо его знали. Мы немного отдохнули там и отправились к Чифлику по трассе, которую на фото 3 я прорисовал синим цветом, хотя в реальности этот маршрут маркирован жёлтым. Эта дорога существенно отличается от того пути, по которому мы поднимались от хижи Хайдушка песен. Он спускается от высоты 1460 метров на уровне заслона на высоту 640 метров на уровне Чифлика; перепад высот – 820 метров, но он в два раза длиннее (3,5 км) и его уклон составляет 23%. Это значительно легче, чем 35%, по которым мы поднимались. Даже с учетом того, что спускаться бывает тяжелее, чем подниматься, все равно этот маршрут дался нам легче.Примерно через 2 часа мы пришли в Чифлик, где заранее забронировали номер в гостинице «Alfaresort», и уже вскоре расслаблялись в русской бане, а потом — в бассейне с горячей минеральной водой.

Охота на эдельвейс

Мы провели в этой гостинице два дня и отправились в обратный путь. На такси доехали до вокзала в Трояне, там сели на поезд до Левски и прибыли как раз к поезду София-Варна. Этот текст я пишу через две недели после возвращения в Варну, и мы уже строим планы еще раз выйти на маршрут. На этот раз хотим увидеть его самую восточную точку — мыс Эмине.

Александр Коган специально для «Перелётного чердака»,
все фото — собственность автора, если не указано иное.