Нам помнится, Вермеер. А, может, не Вермеер

Искусствоведение

Оксана Санжарова, сотрудник московского Мемориального музея А. Н. Скрябина, искусствовед, экскурсовод, автор цикла лекций “Занимательное искусствоведение”, рассказывает о своем опыте выездов “с личным экскурсоводом”.

Предположим, у вас внезапно есть свободное время и (что очень приятно) свободные деньги. И при этом вы легки на подъём и очень любите искусство. Очень – это значит “достаточно, чтобы поставить себе целью посмотреть все работы Вермеера”. Или не Вермеера. И при этом вам не нравится любоваться Вермеером (или не Вермеером) в одиночку, а хочется разделить радость созерцания ещё с парой-тройкой понимающих людей, так чтобы сплочённо загораживать “Мастерскую художника” группе китайских туристов. Осознав это желание, вы собираете маленькую команду единомышленников и решаете отправиться в короткий тур с основной целью – пронестись по одному (двум, трём, пяти) музеям или посетить выставку, на которую впервые за полвека свезли вместе работы из двух десятков коллекций.

А теперь усложним задачу – вы собираетесь не просто восхищённо стоять перед картинами, иногда говоря соседу: “Ты посмотри, какие складочки…” – а прихватить с собой дружественного искусствоведа, чтобы он объяснил вам, как именно эти складочки были написаны и чем они круче других складочек.

А теперь попробуем понять, насколько это реально. Для начала, нужно узнать, будет ли вам собственный дружественный гид работать гидом бесплатно или всё-таки захочет денег за работу. Это, кстати, вопрос довольно важный, потому что ведение группы, конечно, доставляет ведущему огромное удовольствие, но выматывает изрядно и требует немалой предварительной подготовки. То есть в то время, когда вы будете собирать чемодан, этот человек будет составлять маршрут, сверять списки музейных коллекций и распечатывать для себя биографии тех художников, которых подзабыл (вдруг в отеле случится плохой интернет, а держать всё это в памяти не в человеческих силах). И, кстати, ночью в отеле перед броском в очередной музей он будет всё перечитывать и систематизировать. Именно поэтому хорошо бы, чтобы “гид” и “тот великий мастер планирования, который всех вас на эту авантюру уговорит, прикинет программу, рассчитает логистику и возьмёт на себя прочие бытовые задачи” – не были одним и тем же человеком. А то и помереть недолго.

Но предположим (для простоты) что ваш друг-гид совершенно бескорыстен и не он – организатор поездки, и попытаемся разобраться с остальными сложностями.

Второй сложностью может стать состав группы. Вы все можете быть прекрасными друзьями, но не когда на день запланированы два музея, в один из которых большая часть группы собирается попасть к 10 утра, а меньшая к этому времени хорошо, если дошла на завтрак. Поэтому, если вы не забронировали места в одной гостинице (или не сняли на всех одну квартиру), придётся заранее, ещё до выезда найти время терпимого подъёма, оговорить время встречи хотя бы в первый день, и (если ваш мастер планирования предпочитает заказать музейные билеты онлайн) разослать всем заранее копии этих билетов. И на всякий случай распечатать все билеты во втором экземпляре — просто ради подстраховки. И напомнить, что в некоторых музеях онлайн-билеты посеансовые и войти с билетом на 10.30 в 12.20 не получится.

Маленькое отступление — разберёмся, надо ли заказывать музейные билеты онлайн?

Если вы едете в “высокий” сезон, в очень туристическое место или на конкретную, хорошо раскрученную выставку, то это разумно. Просто чтобы не стоять часовую очередь (к примеру)в Ватикан, а гордо пройти мимо неё со своим билетом. Но в целом в европейские картинные галереи народ не ломится. К примеру, в берлинской галерее старых мастеров (Gemäldegalerie) по залам (в которых Дюрер, Хальс, Мемлинг, Боттичелли) обычно бродит 1-10 человек).

Ещё одна тонкость — заказывая (или покупая на месте) билеты, обращайте внимание, не нужен ли отдельный билет на идущую в музее выставку (по общему вы можете на неё и не попасть), и не входит ли этот музей в какую-нибудь группу музеев (которые вы тоже собираетесь посмотреть). Если входит, возможно имеет смысл взять общий билет на всё — скидка может быть довольно симпатичная — к примеру, единый билет в музеи Берлинского Музейного острова стоит 24 евро и действует три дня (всего на острове пять музеев, билет в каждый — около 10-12 евро).

Предположим, что вы живёте почти как единый организм, синхронно просыпаясь по утрам и не изображая из себя днём пятиглавого дракона, разрывающегося между “в музей”, “пить кофе”, “на блошиный рынок” и “пробежаться за шмотками-не искусством единым жив человек”. Тогда вас подкарауливает третья и самая интересная засада – местные правила для экскурсий. А они могут быть весьма разными – некоторые музеи лояльны к небольшим группам со своим гидом, некоторые потребуют приобрести бейдж гида, некоторые никогда и ни при каких обстоятельствах не работают с гидами со стороны. Узнать правила конкретного музея лучше заранее, и лучше не стоит пытаться сделать это на сайте музея — там такая информация очень часто не сообщается. Оптимальный вариант – написать (на языке страны или на английском) письмо администрации музея, подробно изложив ситуацию, к примеру: “Добрый день, дорогая администрация (предположим) Музея истории искусств. Мы собираемся вскоре посетить ваш музей, но предварительно хотим узнать некоторые тонкости – нас шесть человек, одна из нас – искусствовед, можем ли мы осмотреть ваш музей с её комментариями и нужно ли ей для этого будет приобретать бейдж гида? С уважением, русские туристы, очень любящие искусство”.

Скорее всего в ближайшее время вы получите исчерпывающий ответ. Заранее могу сказать, что в венских музеях Леопольда, Истории искусств и Бельведере он будет выглядеть примерно так “Дорогие русские любители искусства, приезжайте вшестером со своим гидом, наслаждайтесь нашим музеем, бейдж не нужен”. Крупные венские музеи с посетителями очень милы (особенно если вы не будете включать сигнализацию, размахивая руками где-то в 30-ти сантиметрах от “Охотников на снегу”). Впрочем, если ваша группа разрастётся до 10-ти человек, бейдж гида вам всё-таки понадобится.

Но не стоит надеяться, что правила венских музеев распространяются на всю Австрию и (тем более) всю Европу. У каждого музея свои собственные тараканы, и лучше списаться со всеми музеями на маршруте, выясняя, какие причуды конкретно у них.

Но если честно, в большинстве крупных европейских музеев (но, увы, не в Ватикане) вам даже группой будет проще, чем в отечественных. Возле кассы практически всегда найдутся хорошо напечатанные (и бесплатные) схемы залов, в гардеробе часто можно взять раскладные стулья или табуреты, вам не скажут ни слова, если вы сядете перед картиной на пол, никто не заорёт на вас, если вы решите (раз уж сели на пол) съесть припасённый бутерброд, глядя на ворота Иштар, смотрителю будет не лень пройти три-четыре зала, чтобы довести вас до потерявшегося художника, в залах, где разрешена съёмка, высокий охранник внезапно подойдёт и поможет вам сфотографировать вот тот осколок готической капители, до которого вы не дотягиваетесь, билет на общую экспозицию будет действителен весь день, кафе будет не где-то в подвале, а между залами, цены в нём будут изрядные, но не смертельные, а тарелки не пластиковые. Одним словом, в крупных европейских музеях гораздо реже, чем в отечественных, ощущаешь себя смиренным (и надоевшим жрецам) паломником в храме великого искусства и гораздо чаще — уважаемым посетителем отлично устроенного магазина, желающего продать тебе впечатлений от искусства и старающегося, чтобы ты остался доволен и приходил ещё.

В музеях небольших, нераскрученных, частных (что вовсе не значит “бедных и скучных”) правила могут быть жёстче, а смотрители строже (если не сказать “противнее”). Но если вам очень хочется посмотреть харлемское собрание Хальса и старых голландских мастеров, или совершенно невероятную коллекцию ранневозрожденческой живописи в Брюгге — набирайтесь смирения, некоторые тамошние смотрители напомнят вам самых неприятных бабушек из ГМИИ Пушкина, но экспозиция того стоит.

Кстати, если вы собираетесь созерцать не только музеи, но и архитектуру, причём делать это довольно единой группой, неплохо бы заодно выяснить, какие в городе (стране) правила уличных экскурсий. Потому что если ваша группа достаточно велика (человек десять), и среди вас есть кто-то, отлично знающий город и жаждущий этим знанием поделиться, то в некоторых местах полиция может поинтересоваться, по какому праву вы ведёте несанкционированную уличную экскурсию. Если именно “ваш” город недружелюбен к городским гидам со стороны — стоит заранее скачать хороший аудиогид. Сейчас их довольно много и некоторые записаны практически в ритме шага, с подробными комментариями, где именно нужно свернуть, подождать и пересечь трамвайные пути. Так что если вас не пугает рассказ о постройке миланского Дуомо с интонациями “слушай, дружок, я расскажу тебе сказку” или голосом старшего лейтенанта Шарапова (один из неплохих аудио-гидов по Милану действительно начитан актёром Владимиром Конкиным) — вливайтесь в племя, бродящее по городам с бормочущим телефоном на ладони

.………………………………

Были ли все эти теоретические выкладки опробованы в полевых условиях?

Конечно.

Нам помнится, Вермеер. А, может, не Вермеер
Берлин с Дмитрием Кудиновым. Дмитрий – профессиональный гид, искусствовед, живёт в Берлине. (Фото Елены Гутман)

Правда, первый “строгомузейный выезд” был организован туристическим агентством, что снимало с любителей искусства заботы о самолёте, гостинице и разрешениях на экскурсии, но сильно поднимало цену. Для пробной поездки был выбран Берлин (как город чрезвычайно богатый музеями и очень благодушно относящийся к туристам). Для всех посещений музеев, кроме дворца Сан Суси (где ведут только свои экскурсоводы или аудио-гиды) группой в 14 человек обязательно приобретался бейдж гида (35 евро на весь день). За берлинскую неделю группа оценила изумительную организацию местного транспорта, достаточно серьёзно посмотрела Gemäldegalerie (два дня) и музей Боде (пять часов), гораздо более бегло “Старую” галерею и египетское собрание, побродила по парку и дворцу Сан-Суси, вскарабкалась на Рейхстаг, побывала в музее Кино и всласть набегалась по “русскому Берлину Серебряного века”, восстановленному историческому центру и “богемному Берлину”.

Нам помнится, Вермеер. А, может, не Вермеер
Вена, музей Истории искусств

Второй выезд был гораздо более спонтанным – у одной из участниц “похода на Берлин” осталась пара месяцев шенгена и прорезался аппетит смотреть искусство в оригиналах, и этого оказалось достаточно, чтобы соблазнить ещё пятерых (включая гида) на трехдневный побег в Вену. Именно во время этой поездки выяснилось, что снимать апартаменты выгоднее, чем отель, транспорт чуть хуже берлинского, но тоже неплох, трамваи по воскресеньям меняют маршруты, венские музеи весьма благожелательно относятся к небольшим группам, а закачанный в телефон аудио-гид вполне способен провести по историческому центру.

Третий выезд был ещё более спонтанным – трёхдневный скачок в Милан на заканчивающуюся выставку Дюрера в Палаццо Реале. В эту авантюру ввязались всего трое (включая гида). За три дня три безумные женщины (знающие из итальянского кроме искусствоведческих терминов только “грациа”, “бонджорно”, “руссо туристо облико морале” и “уно-уно-уно ун моменто”) успели попасть на великолепно организованную выставку Дюрера, чудом добыть билеты на “Тайную вечерю” (рассчитывать на повтор такого везения не стоит, их заказывать лучше за пару месяцев), посмотреть в один день Пинакотеки Брера и Амброзиана , довольно неплохо освоить исторический центр, посидеть и полежать на мозаичных полах Амброзианы и торговой галереи, не осилить очередь на смотровую площадку Дуомо и совершенно влюбиться в Милан. Группа из трех человек признана идеальной – она неплохо размещается в одной съёмной квартире, не привлекает внимания как экскурсия с гидом ни в одном музее и легко договаривается о планах.

Оксана Санжарова для “Перелетного Чердака”

Фото Наталии Арнаут

Хотите нас поддержать?
Спасибо!