Иерусалим: всё так и не так

Культурология

На «Чердаке» неделя Иерусалима. Город-загадка, город-знаменитость. Нина Хеймец, писатель, экскурсовод и исследователь рассказывает о том, где на самом деле искать этот город.

Древний Иерусалим как топографическая загадка

За тысячелетия истории Иерусалима менялись его границы, названия и даже местоположение. О некоторых из этих изменений нам известно из исторических источников, однако эти данные фрагментарны, и учёным приходится реконструировать облик города, опираясь на археологические находки. Куда делся Иерусалим бронзового века? Где именно происходили библейские события? Ответы на эти вопросы пытаются найти поколения исследователей.

Впервые Иерусалим упоминается в текстах проклятий. Эти документы относятся к XX- XIX вв. до н.э., Среднему бронзовому веку – эпохе египетского Среднего царства. Египтяне используют для их написания глиняные сосуды, а позднее – лепят из глины человечков. Человечки повержены: они обнажены, стоят на коленях, их руки связаны за спиной. На груди, животе и бедрах – место для записи. Египтяне записывают на сосудах и фигурках названия городов-государств, представляющих для них угрозу, там же указываются имена их царей. Сосуды и фигурки затем разбивают, глумятся над обломками и закапывают в землю. Благодаря этому ритуалу симпатической магии, призванному уничтожить врага, мы в XXI веке знаем, что топоним «Иерусалим» – с поправкой на произношение (Урушалимум) – был в обиходе уже примерно четыре тысячи лет назад. Мы также знаем, что у иерусалимских правителей были семитские имена, и что в тот период формировалась социальная структура города-государства: вначале у Иерусалима одновременно четыре правителя, затем – два. Мы также понимаем, что египтяне воспринимали этот город как достаточно серьезного противника. Где же он находился?

Иерусалим: всё так и не так
Черепки с текстами проклятий. Берлин, Египетский музей (photo: Wikipedia)

Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. В Израильском международном аэропорту ежедневно приземляются десятки самолетов из разных стран. Иерусалим ежегодно посещают сотни тысяч туристов и паломников. Со второй половины XIX века в нем непрерывно ведутся археологические раскопки. Идя по улицам Старого города, физически соприкасаешься с историей, насчитывающей тысячелетия. Всё так и не так. В Иерусалиме есть сдвиг, смещение: всё не совсем то, как оно называется и каким оно выглядит. На многие вопросы ответ: «и да, и нет», «не совсем там», «возможно», «пока не найдено».

Начать со Старого города. Вопрос о том, где же был Иерусалим, Урушалимум, упомянутый в древнеегипетских текстах проклятий, казалось бы, должен приводить нас к нему. Этот город столетиями позже отвоевал у иевусеев царь Давид, здесь против него восстал его сын Авессалом, здесь другой его сын, Соломон, был помазан на царство. До 1867 года считалось, что эти – и многие другие – библейские события происходили на т.н. Западном холме – сегодня там расположены Сионская гора, а также Еврейский и Армянский кварталы Старого города. Еще в I веке н.э. в книге «Иудейская война» (5, 4, 1) еврейский историк Иосиф Флавий, фактически, указывал на то, что именно там располагалась завоеванная царем Давидом неприступная крепость иевусеев Сион. Завоевав ее, Давид захватил Иерусалим – в тот период город носил название Иевус, и переименовал его в свою честь: Город Давида (Шмуэль II, 5).

Иерусалим: всё так и не так
Чарльз Уоррен (1840–1927) в конце 1880-х годов (photo: Wikipedia)

В 1867 году, по заданию основанного тремя годами ранее британского Фонда Исследования Палестины (Palestine Exploration Found) в Иерусалим прибыл двадцатисемилетний капитан инженерных войск Чарльз Уоррен. Он стремился исследовать Храмовую гору, однако Османские власти не дали ему на это разрешение. Тогда Уоррен стал рыть вокруг нее вертикальные шахты, уходившие вглубь на десятки метров. Достигнув определенной глубины, начинали копать горизонтальный проход в направлении Храмовой горы. Стоит ли говорить о том, что такие земельные работы в то время были сопряжены с риском для жизни. Уоррена это не останавливало. В Иерусалиме он получил прозвище «Крот» – его редко видели на поверхности. Потом Османские власти запретили ему копать и там. Отчаявшись, Уоррен решил посвятить свободное время исследованию безлюдной местности, находящейся вне стен Старого города, к югу от Храмовой горы. Собственно, Храмовая гора является северным пиком вытянутого с севера на юг т.н. Восточного холма, а местность, которую исследовал Уоррен – его южным окончанием. На поверхности были заметны руины древних фортификаций. Уоррен предпринял отчаянный шаг. С восточной стороны к холму примыкает Кидронское ущелье. На спуске к нему, почти у самого дна ущелья находится источник Гихон (Гион, также известный как источник Девы Марии). От источника древний подземный туннель отводил воду в т.н. купальню Силоам, упомянутую, в частности, в Евангелии от Иоанна, 9:7 (в 2004 г. археологи обнаружат, что на самом деле эта библейская купальня находилась южнее). Вместе со своим помощником сержантом Бертлзом Уоррен проник в туннель со стороны водоема и начал продвигаться на север – в направлении источника. В ту пору туннель был почти доверху засыпан камнями и песком – его расчистили уже в ХХ веке. Передвигаться им приходилось ползком и на четвереньках. Более того, они не учли того факта, что источник Гихон – пульсирующий. В какой-то момент вода начала прибывать, и это снова чуть не стоило им жизни. Через несколько десятков метров они заметили, что над ними – не каменный свод, а уходящая вверх чернота. Вернувшись туда через две недели с досками, веревками и магниевыми вспышками, Уоррен и Бертлз соорудили на том месте леса и, поднявшись в темноту отвесной шахты, очутились в просторном подземелье. Уоррену не удалось найти второй выход из подземелья – экспедиция вернулась тем же путем, что и проникла туда – через заполненный проточной водой туннель. Однако было ясно: обнаружен подземный ход, ведший из древнего города к источнику и позволявший жителям в период осады набирать воду без риска быть обнаруженными неприятелем. Сам источник при этом находился за городской стеной. Речь шла о грандиозном инженерном сооружении. Лишь в конце двадцатого века подземелье будет расчищено и открыто для посещения. В двадцать первом веке археологи обнаружат защищавшие источник фортификации – циклопических размеров – и пересмотрят прежнее понимание того, как функционировала система водоснабжения, сооруженная почти четыре тысячи лет тому назад. Надо сказать, что полностью принцип ее устройства и последовавших в более поздние периоды изменений не ясен и сегодня. Однако уже тогда, в конце шестидесятых годов XIX века капитан Чарльз Уоррен пришел к совершенно неочевидному на тот момент выводу: крепостные стены, источник, сложная система водоводов, прорубленная в скале, не могут существовать сами по себе. Именно здесь, вне стен сегодняшнего Старого города, когда-то был город – Город Давида, древний Иерусалим.

Казалось бы, в этой истории можно поставить точку – месторасположение древнего Иерусалима больше не является тайной. Иосиф Флавий ошибся, древнего Иерусалима в Старом городе не было, Город Давида сегодня – археологический парк, его подземелья впечатляют своими масштабами, а на поверхности – обнаруженные учеными следы драматических событий более поздних веков, в частности – разрушения города войском Навуходоносора в 586 г. до н.э. и – возвращения в Сион, последовавшего тридцатью годами позже. Однако, похоже, точку ставить рано.

Иерусалим: всё так и не так
Вид на Старый Город Иерусалима с Юго-Востока (фото автора)

1. Южная стена Храмовой горы 2. Храмовая гора / Купол скалы 3. Храмовая гора / мечеть Эль-Акца 4. Офель 5. Город Давида 6. Кидронское ущелье 7. Западный холм / Еврейский квартал Старого города 8. Западный холм / Армянский квартал Старого города 9. Западный холм / Сионская гора

В последние годы ученые – в данном случае речь идет, прежде всего, о представителях археологической школы Тель-Авивского университета – обратили внимание на то, что Средний бронзовый век (2000-1550 гг. до н.э.) представлен в Городе Давида относительно мало. При этом большая часть находок сосредоточена вокруг источника Гихон. Таких «археологически непроявленных» периодов в истории древнего Иерусалима, в принципе, несколько. Этот феномен в научной литературе получил название «проблема с Иерусалимом». Одним из наиболее ярких ее проявлений является Поздний бронзовый век (1550-1200 гг. до н.э.). О Иерусалиме этого периода мы узнаем из т.н. Амарнских письмен – архива глиняных клинописных табличек, случайно обнаруженного в 1886 г. местной жительницей в окрестностях Эль-Амарны. Это поселение расположено на месте древнего города Ахетатона – столицы, основанной в XIV веке до н.э. фараоном XVIII династии Эхнатоном и просуществовавшей 15 лет. В тот период в регионе функционируют города-государства, при этом они, фактически, подконтрольны Египту – в современном Израиле до сих пор сохранились руины дворцов египетских наместников той эпохи. Амарнские документы написаны на аккадском языке – тогдашнем lingua franca, и представляют собой переписку царей городов-государств с древнеегипетским аналогом «министерства иностранных дел». Во многих случаях цари ябедничают египтянам друг на друга, либо же сетуют на трудности. Шесть из 382 известных ныне табличек написаны царем Иерусалима («Урусалимму») Адбихеппой. Это имя само по себе необычное. Первая его часть (абди) – семисткая. Значение этого слова – «раб». Однако «Хеппа» к Леванту изначально отношения не имеет. Это – «Владычица небес», богиня хурритского и хеттского пантеонов, культ которой был распространен, в частности, на Анатолийском нагорье, в Хеттском царстве – одной из наиболее могущественных держав Бронзового века. Возможно, речь идет о случайном стечении обстоятельств, либо же население Иерусалима в период, предшествовавший захвату города царем Давидом, было не семитским или – не только семитским. Так или иначе, в XIV веке до н.э. задокументировано существование Иерусалима, царь которого носит нехарактерное для этого региона имя и переписывается с египтянами на аккадском языке. Однако самого города – нет. В Иерусалиме практически отсутствует слой Позднего бронзового века. Немногочисленные находки, относящиеся к этому периоду (главным образом, египетские культовые фигурки) были найдены, в основном, к северу от Старого города – на территории католического монастыря св. Стефана (St. Étienne).

Иерусалим: всё так и не так
Одна из клинописных табличек, найденных в Эль-Амарне (photo: Wikipedia)

Тель-Авивская археологическая школа, одним из ярких представителей которой является профессор Исраэль Финкельштейн, предложила решение этой головоломки, согласно которому «изначальным» Иерусалимом является вовсе не город Давида, как считалось последние 150 лет. Да, древние горожане, разумеется, пользовались источником Гихон – именно поэтому большинство находок, относящихся к Среднему бронзовому веку, сделано именно там. Однако в районе источника не центр города, а, в лучшем случае, его южная окраина. Центр находился севернее – на территории Храмовой горы.

Храмовую гору и Город Давида соединяет перешеек – Офель, который сегодня рассекают с востока на запад построенная в XVI веке стена Старого города и современная асфальтированная улица. Надо сказать, что топоним «Храмовая Гора» последние две тысячи лет мало соответствует собственному значению. Стоявшие на ней еврейские Храмы были сметены с лица земли. Первый, построенный царем Соломоном, приблизительно в X веке до н.э., был разрушен войском вавилонского царя Навуходоносора в 586 г. до н.э. Второй Храм был построен в конце VI века до н.э., перестраивался Хасмонейскими царями во II веке до н.э., а затем, столетие спустя, – Иродом великим, и был до основания разрушен Римлянами в 70 г. н.э. Стоящее примерно на его месте здание – «Купол скалы» – было сооружено более чем на шесть веков позже разрушения Второго Храма, в 691 г. н.э. Оно является древнейшей в мире ныне сохранившейся мусульманской постройкой. Итак, Храма на Храмовой горе, увы, нет. Нет там и горы. Ее вершину снес Ирод Великий, перестроивший весь Храмовый комплекс в I веке до н.э.. Ирод продлил на юг восточную стену образовавшегося плато, построил стену на западе и, возможно, на юге (Археологические находки последних лет позволяют предположить, что южное окончание Храмовой горы было достроено позднее). Фактически, были сооружены стены гигантской коробки. Пространство между стенами и скалой застроили поставленными друг на друга арками, частично засыпали землей и сверху настелили пол, на котором в частности, сегодня стоит находящаяся на юге Храмовой горы мечеть Эль-Акца.

Если предположение Тель-Авивских учёных верно, и Иерусалим в некоторые периоды своей древней истории находился на территории сегодняшней Храмовой Горы, он мог значительно пострадать в ходе этих строительных работ, но какие-то его фрагменты, вероятно, уцелели. Это предположение, казалось бы, должно поддаваться эмпирической проверке, тем не менее, оно выводит вопрос о местоположении древнего Иерусалима в область задач, не имеющих решения. В отличие от Города Давида, в котором на протяжении десятилетий велись и ведутся археологические раскопки, Храмовая гора никогда не была объектом упорядоченных археологических исследований. В современной политической ситуации, при которой претензии на Храмовую гору являются одним из узлов арабо-израильского конфликта, проведение на ней раскопок, к сожалению, не представляется возможным. Таким образом, любые выдвинутые в ее отношении археологические гипотезы превращаются в ненаучные в попперианском значении этого слова: проверить их ситуативно невозможно. На сегодняшний день, большинство исследователей все же сходятся на том, что древний Иерусалим находился к югу от Храмовой горы – там, где его обнаружил Чарльз Уоррен. Загадка исчезновения города времен Амарнского архива остается нерешенной, как, собственно, и многие другие вопросы, связанные с историей Иерусалима в разные эпохи его существования. Но, похоже, загадки в этом городе – что-то вроде строительного материала, подобно камням, которые на протяжении тысячелетий составляют то одни здания, то другие, но никуда не исчезают, всегда остаются здесь.

Нина Хеймец для «Перелётного чердака»

(Заставка: Карта Бюнтига «Весь мир в цветке клевера» (1581). В центре – Иерусалим. (photo: Wikipedia))

Хотите нас поддержать?
Спасибо!