Знакомство с «Бхагавад Гитой»: часть первая

Культурология

Одна из самых значительных философских поэм человечества, по словам Гегеля, — «Бхагавад Гита» (Возвышенная песнь). Это великий источник мудрости, путеводитель, eё называют «Духовной энциклопедией ищущих». А ещё это — один из самых крупных литературных памятников человечества. По просьбе «Чердака» Angelina Peters рассказывает, почему эта книга так значительна.

«Бхагавад Гита» — квинтэссенция ведической мудрости и одна из наиболее важных Упанишад (древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера, являющееся частью Вед — Священных писаний). Она относится к священным писаниям индуизма категории шрути («то, что услышано» [во время глубокой медитации]).

Джавахарлал Неру говорил, что «Бхагавад Гита» осветила всю его жизнь, и называл ее книгой, к которой человек обращается в период кризиса, когда его одолевают сомнения. Николай Рерих указывал «Бхагавад Гиту» в числе книг, приобщивших его к духовной жизни. Учёные и мудрецы на протяжении многих веков посвящали целые жизни изучению этого древнего трактата. «Бхагавад Гита» сыграла немалую роль в европейской культуре. О ней с восхищением отзывались Гегель, Шопенгауэр, Бетховен, Гейне, Роден, Эйнштейн, Неру, Ганди.

«Бхагавад Гита» стала неиссякаемым источником идей для писателей и поэтов Запада. Знакомство с «Бхагавад Гитой» заметно в творчестве Шелли, Дж. Рассела, Вордсворта, Ромена Роллана, У. Уитмена, Германа Гессе, Л. Толстого, И. Бунина. Из современных писателей больше всего отсылок к «Бхагавад Гите» у Пелевина.

Знакомство с «Бхагавад Гитой»: часть первая
Фото http://www.ahakimov.ru/vedic/51.html

Давайте попробуем вместе познакомиться с этим шедевром. Почему это трудно сделать самостоятельно? Во-первых, в оригинале Веды похожи на короткие отрывки, иногда не связанные между собой. Это как конспект лекции, в котором ученик не может разобраться самостоятельно, ему нужны объяснения лектора. Во-вторых, «Бхагавад Гита» очень аллегорична, и чтобы пробраться через плотное повествование, нужно знать исторические факты и реалии того времени. Поэтому к «Бхагавад Гите» существуют десятки комментариев, которые гуру передавали в виде рассказов своим ученикам (это традиционный метод передачи духовного знания).

Как и другие великие философско-религиозные произведения, «Бхагавад Гиту» можно читать на разных уровнях мировосприятия. Например, можно изучать книгу с точки зрения сокровищницы бытовой мудрости, находя в ней советы и рекомендации в трудных жизненных ситуациях. Или можно найти в ней обширные сведения по мифологии, религии, философии, психологии, йоге, теологии, теософии, астрологии, эзотерике, алхимии, метафизике, космогонии и другим направлениям человеческой мысли о душе, смысле жизни и мироздании.

Вся история «Бхагавад Гиты» — это диалог между великим воином-королём Арджуной (одним из пяти братьев Пандавов) и высшим Господом, воплощённым на Земле — Кришной. Арджуна и есть то самый ученик, который получает наставления в «Бхагавад Гите».

Знакомство с «Бхагавад Гитой»: часть первая
Фото https://veles.site/news/bhagavad-gita

Кришна вызывается быть возничим боевой колесницы своего любимого ученика Арджуны в битве на Курукшетре. В своём наставлении Кришна говорит Арджуне, что он должен сражаться для того, чтобы вернуть утраченную власть, вероломно отнятую его дядей. Кришна советует исполнить свой долг, долг воина, объясняя, что убийство родных не повлечёт за собой кармических последствий, ведь ученик действует в силу стечения обстоятельств. Но Арджуне трудно понять и принять это.

Перед самым боем Арджуна увидел в обеих армиях своих близких и родных. И дрогнуло сердце у храброго Арджуны: никогда ещё ему не приходилось вступать в смертельный бой с родственниками. Арджуна понимает, что если победят Пандавы, они будут отомщены, захватят власть, станут богатыми, могущественными и смогут пользоваться всеми благами жизни. Но какой ценой! Обдумав всё это, Арджуна решает не принимать участия в предстоящем сражении; пусть уж лучше вооружённые сыновья Дхритараштры убьют его, безоружного, не способного оказать сопротивление.

Знакомство с «Бхагавад Гитой»: часть первая
Фото http://www.bhagavatgita.ru/chapter_5.html

Его охватывает ужас и скорбь, он роняет лук и стрелы и отказывается сражаться, представляя себе всю жестокость братоубийственного побоища. Тогда Кришна призывает его к долгу, к его дхарме кшатрия [долг воина], ободряет его и произносит речь, которая называется «Бхагавад-Гита» («Песнь Господня»). В ней Высший господь Кришна объясняет идею долга и раскрывает значение духовного подвига. Он говорит:

«Душа человека вечна. Никто не может убить душу. Смерть человека означает только переход души из одной телесной оболочки в другую. Но сами люди смертны. Зачем же тогда печалиться по поводу смерти человека? Зачем печалиться, когда кого-нибудь убивают, особенно если это происходит в честном бою? В таком убийстве нет греха; наоборот, кшатрий [воин] навлекает на себя грех, если он отказывается сражаться. Долг кшатрия — сражаться; если он убивает врага, он приобретает славу, если его убивают в сражении — душа его наслаждается райским блаженством в царстве богов. Следовательно, победа или гибель в честном бою для кшатрия по своим результатам одинаково почётны. Но если он откажется сражаться, он навеки обесславит себя как трус, а бесчестье хуже смерти».

Написанное нужно понимать не буквально, а метафорически. Глубинный смысл говорит о том, что бой на Курукшетре — это внутреннее сражение ученика. Бой происходит в его душе. Все, что привязывает его к череде существования, все прежние самскары [сумма сделанного] должны быть убиты. Все, что он любил, все, чем дорожил, должно быть принесено в жертву.

Знакомство с «Бхагавад Гитой»: часть первая
Фото http://vedadev.ru/bg.php

Ученик, понявший весь ужас того бремени, той жертвы, которая от него требуется, отказывается, не в силах исполнить требуемое. Он просит наставления, чтобы получить силу из слов Учителя. И Божество внутри него, Сверх-душа начинает наставлять душу, начинается процесс пробуждения. В сущности, тёмная, чёрная часть (Кришна) учит самого себя, свою воплощённую половину (светлую, проявленную — Арджуна).

В таком понимании требование Учителя сражаться, убивать то, к чему ученик привязан, приобретает иной смысл. Нужно выбрать нечто вечное, найти это внутри самого себя, а от всего остального избавиться. Все остальное и так недолговечно. Все наши страсти и надежды, все то, что нас привязывает к этому миру, и так временно, преходяще. Лишь найдя нечто постоянное в глубине своего существа, мы видим ту же сущность в родных и близких, во всем мироздании.

Битва на Курукшетре произошла не когда-то в доисторические времена. Она постоянно происходит внутри каждого из нас. Если хорошие тенденции позволят сознанию управлять собой, они могут получить благосклонность и дружескую поддержку Всевышнего; тогда они могут выиграть битву жизни.

Знакомство с «Бхагавад Гитой»: часть первая

Боевая колесница — это тело; пять прекрасных лошадей — это пять чувств; поводья, управляющие лошадьми — это буддхи [интеллект]. Если интеллект или способность различать находится в руках сознания, которое является Богом в вас, тогда ваша колесница будет ехать хорошо. Если душа или вмещающий желания ум находится позади и просто следует за тем, что говорит сознание, это движение всегда будет успешным. Таково аллегорическое значение «Бхагавад Гиты».

Ангелина Питерс для «Перелётного чердака»

Фото на обложке — Шри Кришна раскрывает Арджуне Бхагавад Гиту

Хотите нас поддержать?
Спасибо!