Болгарские боги весной

Культурология

Современная Болгария наследует трём потокам языческих традиций – фракийскому, славянскому и праболгарскому.

Фракийцы умели общаться с местными духами, верили в двойственность человеческой природы и в последовательное перевоплощение человеческой души. Центральной идеей фракийской орфической мифологии была история умирающего и воскресающего бессмертного божества. А одним из центральных богов неорфической фракийской мифологии был Дарзалас, покровитель подземного мира и плодородия; позже ему наследовал Дионис, и дарзалеи – состязания типа олимпийских, – превратились в дионисийские праздники веселья и вина.

Славяне принесли на эту землю своих духов-покровителей, своих богов и свои правила общения с силами природы. Центральной идеей славян был круг изменения бога-солнца от весны к зиме («взойди, Ярило!»).
Оба осёдлых народа в принципе знали земледелие и описывали год как повторяющийся жизненный цикл. У праболгар же идеология была совершенно другая: мир вокруг постоянно меняется; очень важно понять, для каких именно дел хорош наступающий день. Миры богов соприкасаются с миром людей, но их дела не так плотно переплетены, как у фракийцев и славян. Сверху – небесный мир, снизу – подземный, между ними – на земле, – вождь, он же главный шаман, который договаривается с духами.

Обряды осёдлых и кочевых народов сплелись в удивительно непротиворечивое полотно.

В десятом веке нашей эры поверх этой пёстрой компании легло христианство – сначала как общая вера, одна на всех, а потом – как способ сохранения национальной идентичности. Кто христианин – тот точно не турок. Горные монастыри сохраняли церковные обряды, люди в сёлах берегли все традиции, какие помнились. Важно было спасти и передать потомкам как можно больше себя.

В конце девятнадцатого века Болгария освободилась от османской власти, в середине двадцатого попала под советскую. Любая мистика оказалась под запретом.

К двадцать первому веку наконец стало возможно праздновать всё и сразу, включая современные европейские праздники вроде дня святого Патрика.
У большинства нынешних сезонных болгарских обычаев – христианское название, сельскохозяйственные традиции и языческие обряды с гаданиями. Праздник может начаться с молебна, продолжиться заговариванием мира на хорошую погоду и закончиться шаманскими плясками у костра.

Болгарские боги весной

С середины февраля болгары начинают готовиться к весне, и начинают с 14 числа.

Весь день люди поминают святого Трифона (он же – Трифон Зарезан) и готовят виноградники к новому сезону. Мужчины срезают лишние побеги, а после благословляют лозы вином и освящённой водой, пропевая “на удачу, пусть течёт вино”. Женщин к этой работе не допускают – и вообще просят не брать в руки нож, потому что “святой Трифон себе нос отрезал”. За ужином собираются всей семьёй с друзьями, мужчины украшают друг друга венками из срезанной лозы, и вся компания допивает оставшееся молодое вино.

Церковь считает этот обычай языческим: по её календарю, день святого Трифона – первого февраля, а не четырнадцатого; украшать себя венками – традиция дионисийская, а не православная; так что Трифон Зарезан – скорее аватара Бахуса, Дионисия или Ликурга, чем христианский праведник.

Церковь 14 февраля поминает святого Кирилла. Он был болгарином, а его ученики на основе глаголицы по заказу болгарского царя Бориса I создали кириллицу. Всё, что касается просветителей, в Болгарии очень важно; например, день славянской письменности – 24 мая, – государственный праздник, его с размахом отмечают всеми учебными заведениями страны. А четырнадцатое февраля начинается с торжественного молебна в память святого Кирилла – в главных церквях городов.

В последние пару десятков лет в этот день вспоминают и святого Валентина тоже, раздавая друг другу открытки со словами любви и мелкие подарки в форме сердца.

Так что в сумме получается день любви к вину и слову.

В сёлах гадают по погоде: если в три дня вокруг Трифонова пойдёт снег – это хорошее предсказание для пчёл; но если он продолжится ещё пару дней – лучше отложить сев кукурузы. А ещё гадают на урожай: хозяйка достаёт из очага три уголька, укладывает на черепицу и говорит: ты – кукуруза, ты – пшеница, ты – овёс; и чем больше пепла оставит уголёк, тем лучше уродится названное зерно.

Болгарские боги весной
Отчего бы не почтить и Трифона, и Валентина? Любовь без вина или вино без любви – это только половина жизни! http://veliko-tarnovo.net/

Первого марта по календарю начинается весна и приходит Баба Марта. Мир окрашивается в красное и белое, и до десятого числа все обвивают друзей и приятелей двухцветными плетёными браслетами. Официально болгарская церковь этот обычай не одобряет, считая его языческим; и – негодует, что многие духовники носят мартенички.

Первый гость первого марта задаёт тон всему посевному сезону; богатый и здоровый щедрый человек – удача в дом, тощий и злой попрошайка – бедный урожай.

Чтобы не было града летом, женщины не делают никакой громкой или стучащей домашней работы: не стирают, не чистят, не ткут, не выбивают и не выколачивают пыль из ковров; а мужчины – не пашут.
Весь март болгары колдуют, прогоняя с полей змей и ящериц, и гадают на перелётных птицах – какая будет погода и какой урожай.

Болгарские боги весной
Этот комикс к весне взорвал болгароязычный фейсбук; если удастся найти автора – будем вам признательны.

В день весеннего равноденствия болгары просто поздравляют друг друга с первым днём настоящей весны – “Честит първа пролет”. И всё.

Важные праздники – “Месни и Сирни Заговезни” (Мясопуст и Масленица); с них начинается предпасхальный пост.

Месни Заговезни – суббота за шесть недель до Пасхи; а за неделю до этой субботы отмечают Большую Задушницу – раздают хлеб, вино и варёные яйца, поминая души мёртвых предков. В городах это выглядит как визит соседки с коробкой печенья наперевес и словами “Чтобы Бог нас простил”.

Болгарские боги весной

Также до конца недели отмечают Лошадиную Пасху – Тодоровден. В городах собираются на лошадиные состязания, в сёлах стекаются на огромные пышные конские праздники (ослики и пони приветствуются тоже). Украшенные бумажными цветами, впряжённые в сани и двуколки, кони красуются рядом со своими хозяевами, бегают наперегонки и напоминают о том, что вообще-то они – очень, очень важные фигуры.

В конце праздника все пьют, едят, веселятся, шутят и танцуют хоро.

Всю Тодорову неделю незамужние девушки складывают под подушку по три зубчика чеснока – а по тому, что приснилось, разгадывают своё будущее.

После Мясопуста наступают Сирни Заговезни, они же – Прошка (прощённое воскресенье). У любого человека в этот день есть возможность подойти к тому, перед кем он провинился, сказать: “Привет, прости меня, пожалуйста,” – и услышать в ответ: “Прощаю тебя, и ты меня, пожалуйста, прости,” – без какого бы то ни было анализа и уточнения, кто кому чего не сделал. Есть люди, которые подходят к этому формально: так принято. Но большинство всерьёз пользуются шансом извиниться, получить прощение и простить в ответ – хотя бы один раз в году.

За восемь дней до Пасхи празднуют Лазаровден. Святой Лазарь был воскрешён Христом на четвёртый день после своей смерти; в Болгарии он отвечает за здоровье и долголетие.

Накануне дня святого Лазаря устраивают поминальный обед – чтобы попросить мёртвых предков о помощи и получить её.

Утро начинается с торжественного молебна, а после весь день идёт лазаруване. Юные красавицы, одетые в праздничные традиционные костюмы, обходят село и поют обрядовые лазарские песни – об удаче, здоровье и долголетии. Хозяева отдариваются варёными яйцами, небольшими подарками или деньгами. Также лазаровки собирают цветы для Цветницы, плетут венки и пускают их по воде, гадая на жениха (раньше в этот день было принято парням свататься к своим избранницам).
Вечером танцуют хоро.

В некоторых областях страны ритуалу с венками посвящён следующий день – Вербное воскресенье, Цветница, Пальмовое воскресенье; Благовещение. Этот праздник тоже начинается с общего молебна – люди стоят в церквях с цветами, чтобы, подобно жителям Иерусалима, встретить Христа как своего Спасителя. После службы священник раздаёт прихожанам благословлённые веточки вербы – их прикрепят над входом в дом как амулет на удачу и здоровье. А после днём девушки-лазаровки отправляются к реке – и у каждой из них в руке венок или букет цветов, особым образом помеченный. Девушки выстраиваются на мосту и одновременно швыряют венки в воду; и та, чей венок опередит остальные, выбирается “кумой”. Считается, что она первой выйдет замуж; считается, что она в компании – самая мудрая и её следует слушаться всем остальным девушкам.

Лазаруване и обычаи Цветницы называются женскими подобиями коледарства и сурвакарства.

Пасха — праздник безусловно христианский, и у него много обрядов и примет с языческими корнями.

В Болгарии, как и в других странах, раскрашивают яйца. Традиция велит старшей женщине в доме в четверг вечером взять красную краску и выкрасить ещё тёплые варёные яйца. А потом нарисовать ими кресты на лбах всех детей дома, чтобы они были здоровы.

В пятницу пекут козунак – сдобную плетёнку с цукатами, орехами и изюмом. Вся Болгария с пятницы до воскресенья сладко пахнет горячим козунаком; это самая вкусная пасхальная выпечка на свете, поверьте мне на слово (а лучше проверьте).

В субботу поздно вечером служат торжественный молебен – и в полночь люди свидетельствуют воскресение любимого божества. Люди расходятся по домам с горящими свечками в руках – из церквей по городу текут реки живых огоньков. Кто донёс домой огонёк – у того желание сбудется.
А в воскресенье все ходят друг к другу в гости, едят мясо, танцуют хоро, дарят друг другу крашеные яйца и бьются ими. У кого последнего осталось целое – тот и будет здоров весь год.

Следующий большой весенний праздник – день святого Георгия, Георгьовден.

Это одновременно день пастухов, день мудрости и возрождения – и день военных и Болгарской Армии.

Перед рассветом двери дома украшают “здравцем” – цветущей ветвью плодового дерева из собственного сада; она должна висеть на воротах, пока не высохнет.

Продолжается утро торжественным молебном, благословлением городского полка и торжественным шествием военных (в Варне во главе процессии идёт великолепный флотский оркестр, а за ним – мэр и митрополит).
Закалывают барана. При церквях готовят курбан – общее угощение в таких объёмах, чтобы никто никогда не остался голодным. В сёлах курбан на Георгьовден – это задача и для хозяев (где найти достаточное количество гостей, чтобы сложить в них всю эту еду), и для случайных путников (как выжить и не лопнуть). В городах – попроще: целую овцу есть необязательно, достаточно купить и приготовить небольшой её кусок – для себя и приятелей.

Вечером все танцуют хоро.

И в конце весны болгары проводят обряды Германа и Пеперуды.
Германа в разных областях страны называют Георги, Гечо, Дюрманджо, Драганчо, Скалоян, Кабаиван. Он – фигура из земли и глины, довольно большая, довольно подробная – с глазами, носом с ноздрями, волосами и огромным фаллосом. Германа надо слепить, отпеть и похоронить, чтобы летом было достаточно дождя.

Лепят Германа незамужние девушки под руководством взрослых женщин; мужчины к обряду не допускаются. Иногда Герману делают красную шапку из скорлупы пасхальных яиц. Руки его скрещивают на груди, укладывают в ковчег – он покойник, – украшают цветами и свечами, а иногда даже зовут священника, чтобы отпеть. После отпевания Германа топят в море или в реке, а если нет водоёма – хоронят на перекрёстке двух дорог и ставят деревянный крест. Женщины приходят туда и поминают Германа как положено – до девятого дня.

Если всё сделать правильно, летом пойдут дожди. А если всё сделано слишком хорошо, дожди будут чрезмерно обильные, проливные – тогда Германа надо выкопать и вынуть из гроба.
В Плевенской области Германа делают не из глины, а из дерева – из ручки метлы, украденной у участницы обряда Пеперуда, и лучше всего – из дома беременной женщины.

Пеперуда – тоже обряд призывания дождя, его проводят в определённые дни или в засуху. Девушку, сироту или последнего ребёнка рода, обвивают зелёными ветвями и провожают по селу, поливая водой у каждого дома и припевая: “Летела бабочка – дай, Боже, нам дождя”. Пеперуда – бабочка, – считается женским воплощением Перуна, славянского бога-громовержца или его жены.

И оба обряда сплетены из славянских, фракийских, праболгарских и христианских нитей.


Фото сельского праздника Георгьовден – с сайта edna.bg

Ещё о сезонных болгарских праздниках – здесь и здесь.

Хотите нас поддержать?
Спасибо!