О сурве и кукерских играх

Культурология

Эта неделя на «Перелётном чердаке» посвящена проводам зимы и карнавалам.

О сурве и кукерских играх

Зачем такие страшные костюмы?
Зачем маски и колокольчики?
Зачем жених и невеста – оба мальчики, что на языческом празднике делает христианский поп под ручку с медсестрой на каблучищах, зачем рогатый чёрт мажет зрителям углём по щекам, а горбатый демон стучит огромным тыквенным пенисом по всем желающим? Откуда это всё, и о чём кричат: «Сурва, сурва, сурва година»?

О сурве и кукерских играх
фото – https://www.novini.bg/

Вот что пишет о сурве болгарский толковый словарь:
Сурваки – Сурва, Васильовден, Нова година (1 января, то есть 14 по старому стилю) – болгарский народный праздник, отмечающий начало нового календарного года.
Сурва – международный фестиваль маскарадных игр в городе Перник, самый большой в Болгарии и вообще на Балканах, и один из самых крупных демонстраций народных игр и обычаев в Европе и в мире.
Сурвакане – болгарский народный обычай, исполняемый в праздник Сурваки. Известен везде на нынешних и бывших болгарских территориях, а также среди болгар, живущих за границей.
Сурвачка или сурвакница (устар. сурукница) – украшенная лентами и фигурками ветка дерева, которой люди по старому болгарскому обычаю взаимно «сурвакают» в Новый год, легонько ударяя друг друга по спинам и желая здоровья, счастья, удачи и прочих радостей жизни”.

О сурве и кукерских играх
фото – http://bnr.bg/ru/post/100642303/surva-vesela-godina

Пока вроде всё понятно: сурва – это вроде колядок, мы о таком слышали; ходят люди в новый год, поздравляют друг друга, бьют по плечам в шутку и на удачу. Миленько, народненько. Один день в году.
Так?
Ну… Нет.

Если искать не сурву, а «кукерские игры», картина получается насыщеннее.

Первым днём нового года сурва начинается – но не ограничивается. Да, первые кукерские игры на сурву – это начало года по старому стилю, но не день, а ночь с 13 на 14 января. Сурвакари сёл вокруг города Перника обходят владенья свои. Группу людей в маскарадных костюмах возглавляет госпожа мэр города Перника; шествие начинается воем и визгом волынок, сопровождается грохотом колокольчиков и заканчивается огнём.
Выглядит это примерно так:

О сурве и кукерских играх
фото – http://pernik.bg/

После чего сурвакарские игры идут по всей стране. Все самые тёмные месяцы года в разных сёлах, в разных городах, в разных концах страны люди в шкурах животных и огромных рогатых масках обходят односельчан, палят огонь, шумят и хохочут, пляшут и гремят чанами.

Чан – это не огромное жестяное ведро. Это болгарский колокольчик. Который звучит как огромное жестяное ведро. На каждом кукере чаны висят гроздьями, отбивая ритм сурвы: дан, дан, ран-дан-дан.

Бывают общегородские игры – на них собираются кукеры из разных областей, иногда даже из заграниц (Македония, Словения, Словакия, Албания – тоже играют похожие маскарады). При каждой группе – свой музыкант, а иногда и несколько, и стон болгарской волынки вместе с уханьем барабана, воплями дудки и грохотом чанов долетает до девятого неба. Расписание таких праздников известно обычно к ноябрю — и можно весь январь и февраль путешествовать по стране вслед за кукерами.
Бывают местные игры, на которых чужих не то чтобы не ждут — просто им там неоткуда взяться.

Открывает сурву город Перник, а закрывает — город Ямбол, где под занавес зимы – в последних числах февраля –собирается фестиваль «Кукерландия», где можно посмотреть костюмы и маски.

И уже после того, как весна неотменяемо наступает, – сильно после Пасхи, в самом конце апреля – играет карнавал Варна, и зовёт присоединиться к общегородскому шествию всех кукеров, оборотней, актёров, ряженых, шутов и шаманов.

О сурве и кукерских играх
Сурва в городе Перник 2015 года, словенские демоны

Окей, в целом ясно: огонь – чтобы прогнать тьму, шум – чтобы отпугнуть злые силы, ряженые – традиция. А как она сложилась?

Болгары – не один народ, а единый из трёх.
Изначально на этой земле жили фракийцы (траки) со своими представлениями о мире людей и богов.
У большинства осёдлых народов был свой пантеон во главе с солнечным божеством, дарителем и покровителем жизни, оплодотворяющим мать-землю. С приращением ночи солнце умирало; с приращением дня, тепла и света – воскресало к новой жизни; у многих древних народов существовал культ умирающего и воскресающего божества; и практически у всех был праздник первых дней нового года – дней, когда люди помогают солнцу родиться, дней, когда люди выкрикивают, выплясывают, выжигают страх не дожить до тепла.
У древних фракийцев такие ритуалы тоже были; некоторые историки осторожно говорят о том, что бога-солнце здесь тогда называли Сурегет, Сургаст, Суротер, Сура; одновременно с этим в Персии он был Зурван, в Индии – Сурья.

В тринадцатом веке до нашей эры во фракийском городе рождается Орфей – по одним источникам, сын фракийского речного бога и музы Каллиопы, а по другим – сын Каллиопы от Аполлона. Великий фракийский жрец и величайший музыкант, он создаёт новое мистическое учение. Орфические мистерии надолго переживают своего создателя, о них подробно пишут и в IV, и в V веке до нашей эры. И одна из них – о Дионисе Загрее, сыне Зевса и Персефоны.

Зевс посетил Персефону, богиню плодородия и царства мёртвых, в образе змея; в положенный срок она родила рогатого младенца, который, едва родившись, залез на отцовский трон и начал метать молнии. Законная жена Зевса, Гера, подговорила титанов – стихийные силы земли — похитить ребёнка; а они его не только украли, но и разорвали на части, сварили и сожрали, оставив только сердце (его божественную сущность). Узнав об этом, Зевс испепелил пожирателей, и из пепла, смешавшейся с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и силой Диониса. Так орфизм говорит о двойственной человеческой природе и о равенстве всех людей, независимо от сословий (идея, революционная как для Фракии, так и для Древней Греции). Нравственный долг каждого человека, учили орфики, состоит в том, чтобы содействовать освобождению дионисийского начала, очиститься от унаследованной от титанов скверны. Орфизм очень быстро распространяется по всему цивилизованному миру, воспевая культ Диониса, божества мистерий.

На доорфические фракийские мифы об умирающем и возрождающемся Суре история Диониса ложится как родная. Вот он рождается, полный сил – вот падает, разорванный титанами – а вот снова восстаёт из пепла.

Шли годы.
Дионис в Древней Греции брал под своё покровительство виноградники – а вместе с ними вино, сатиров и нимф, – и театры – актёров, писателей, комедии и трагедии. Орфические мистерии трансформировались в дионисии – весенние греческие празднества, которые шли в конце зимы и начале весны. Шествия людей, переодетых сатирами, представления комедий, ряженые, шум, пляски, а также вино и поэтические состязания – так выглядели общегородские праздники. Частные дионисии были более мистическими, чем вакхическими (но Бахусом Дионисия уже вовсю называли). И в таком виде дионисии возвращаются на родину, во Фракию, где вину и виноградарству покровительствует отдельное божество – Дарзалас – и существуют под именем “розалии” (дардзалии, русалии) как праздники конца зимы и рождения нового солнца.

В начале шестого века нашей эры во Фракию приходят славяне – набегают волной, разрушают города, приносят своих богов, остаются жить на этой земле. У славян тоже есть циклические ежегодные праздники. У их верховного божества-солнца – четыре лика, четыре отдельных персонажа:

  • слабое зимнее Коледа, рождающееся после зимнего солнцестояния;
  • крепнущее Ярило, набирающее силу после весеннего равноденствия;
  • мощное Купала, появляющееся после летнего равноденствия;
  • и мудрое Световит, появляющееся после осеннего солнцестояния.

Зимний праздник рождения нового солнца у славян тоже есть. В это время колядуют – поют, пляшут, приносят жертвы (потом их заменили подарками друг другу). Называется праздник Коледа – по имени зимнего лика солнца.

О сурве и кукерских играх
Современные коледования в Родопах, источник фото – https://dariknews.bg

Так что дионисии, до того имевшие чёткий античный привкус, обогащаются ритуалами, традиционными для славян: сватовство, женитьба, прыжки через костёр, – а к свите Коледы, к вакхическим сатирам, пристраиваются славянские тотемные животные и люди, наряженные другими людьми. Общеславянские праздники благословения нивы – русалии – переползают в начало года, ближе к дионисиям.

И наконец в 681 году на эти земли приходят праболгары.

О сурве и кукерских играх
Хан Аспарух https://e-medievalia.uni-sofia.bg/

Кто они были такие?

Тюркские племена кутигуры и утигуры, бешеные наездники, неугомонные победители всего и вся.
Зачем они сюда пришли?
Искали места вдали от гуннов, хазар, авар и прочих племён, раздиравших на части бывшую Великую Булгарию. Это государство сложилось в причерноморских и азовских степях под рукой хана Кубрата, вождя кочевников, и распалось с его смертью. Один из его сыновей, молодой хан Аспарух, привёл свою конницу в Придунайскую Фракию и сказал: здесь будет Болгария.

В цивилизованную римскую империю, сильно изменённую уже разрешённым христианством и слегка побитую славянскими племенами, праболгары приносят свой календарь и свою руническую письменность. Они – ни разу не осёдлый народ – приносят своё, принципиально иное представление об устройстве мира, свои ритуалы и свои способы взаимодействовать с миром духов. Их верховное божество – Тенгри, Небо, – передаёт свою волю каганам (ханам), отмеряет срок человеческой жизни и оплодотворяет Мать-Землю. В праболгарском пантеоне три главных божества – Небо, Мать-Земля и Властелин Нижнего Мира – командуют остальными второстепенными духами. Их жрецы – мощные шаманы, заклинатели духов – знали, что весь окружающий их мир, все животные, люди и предметы полны особых сил; некоторые – созидательны, некоторые – разрушительны, с ними можно взаимодействовать, и их можно забирать друг у друга. С точностью до часа праболгары высчитывали дни, когда можно и когда нельзя начинать дела, и могли отменить военный поход, если он попадал на неправильную фазу Луны.

Так что древний фракийский ритуал почитания солнца Сура, дополненный дионисийскими мистериями, обогащённый колядками и прыжками через костёр, прирос шаманскими плясками, общением с духами и изгнанием зла.

Крещение Болгарии в девятом веке изменило многое, но не всё.

Появилась единая письменность – сложнейшие болгарские руны и греческий язык превратились в кириллицу; царь Симеон Первый превратил Болгарию в культурно-просветительский центр Европы. Болгарские шаманы продолжали плясать и отгонять зло, шуметь и жечь огонь. Члены делегации, сопровождавшие крестителя болгар князя Бориса I, во время аудиенции у папы Николая I засыпали его вопросами о том, что и когда дозволено делать христианину. И судя по тому, что некоторые языческие ритуалы дожили до наших дней, ответы папы не во всём удовлетворили новообразованную христианскую общину.

Во времена Османского ига все дороги страны стали очень медленными – немусульмане были лишены права свободного поселения и передвижения. Пять веков подряд люди играли сурву. Кукеры и русалии изгоняли зло, ритуалы менялись и развивались во времени – но были чётко привязаны к месту.
Так что у каждой области страны – свои кукерские костюмы.

Колядки игрались вокруг зимнего солнцестояния – 22 декабря и чуть далее. Коледари обходили дома, пели песни, благословляли хозяев.

Дальше шло Рождество.

Дальше – ритуал встречи нового солнца. Игралась сурва – люди весело стучали друг другу по спинам сурвачками и желали друг другу удачи.

Между ними шли русалии – обрядовые целительские танцы, удивительное болгарское шаманство, которое не только одобрялось, но и поощрялось церковью.Дионисии изначально игрались с 5 по 15 февраля – так что кукерские игры фактически шли всё тёмное и холодное время года.Умеет эта земля зажечь, я вам скажу!

История о первом кукере в коротком мультфильме

Как выглядит кукерский праздник сейчас?


«Кукерская игра заново освящает союз человека и природы: земля – женщина, пахота – обладание, засеивание – оплодотворение, зерно – мужское семя; умирание зимы – убийство Царя, приход весны – воскресение Царя. Кукерские танцы – заклинания, движения их алых мечей символизируют половой акт; их прыжки убеждают ниву расти высоко; удары и падения – это отяжелевшие от зерна колосья; падая на землю, кукеры заряжаются её силой; а звон колокольчиков отгоняет злых духов.
Кукерство – часть подготовки молодых парней к семейной жизни. (…) Парень, который не коледовал, не сурвакарствовал и не кукерствовал, не мог жениться и становился женихом “второго сорта”, которому и невеста полагалась соответствующая – больная, вдовица или изгнанная мужем.

О сурве и кукерских играх
Кукеры на фестивале в Пернике 2016 года

Главные персонажи кукреской дружины – это Царь, Жених и Невеста или Бабка и Дед, и кукеры. У них – двуколка или карета, в которой возят Царя, символический плуг для символической пахоты, деревянные мечи, подобные пенисам, кукла. Разный в разных краях, обряд сохраняет общие для всей страны черты. Кукеры, только неженатые мужчины, под предводительством Царя – женатого человека, у которого есть дети, имущество и слуги – собираются на площади, откуда, следуя за музыкантами, обходят все дома села, желая благополучия и здоровья. Невеста врывается в дома, пытается помогать хозяйкам, но в сущности только наводит беспорядок. Хозяйки одаряют её едой и подарками [лишь бы уже угомонилась], а невеста целует руку хозяину дома. После прохода по дворам дружина, за которой следует уже всё село, возвращается на площадь, где начинает старинный обряд. Сначала кукеры скачут и кружатся, звеня колокольцами, чтобы прогнать злые силы. Жених (или Дед) использует суматоху, чтобы оплодотворить Невесту (или Бабку), а кукеры одаряют Царя тремя кусками хлеба. После этого два кукера впрягаются в плуг, а ещё один пашет – и прокладывают в земле тройной ритуальный круг. Царь идёт за ними и сеет зерно в борозду, а кукеры скачут за ним, размахивая мечами. После сева Царь благословляет ниву на плодородие, после чего один из кукеров его убивает, но другие собираются вместе и воскрешают. Невеста (или Бабка) рождает дитя (куклу) и кукерское веселье продолжается с жителями города. Пока идёт ритуал, кукеры заигрывают и шутят с жителями. Царит общее веселье». ©

Почти во всех кукерских дружинах есть и Поп – он освящает и союз жениха и невесты, и всех собравшихся, и всё, до чего долетит вода из его рук. Болгарская церковь не возражает.

Сейчас кукерские игры – это повод собраться, позвать гостей из других городов, поплясать и посмотреть на дивные маски. Никакое зло не выдержит болгарского праздника, точно вам говорю.
Фестиваль «Сурва» в Пернике – международный. На него приезжают маскарадные группы со всего мира – от Балкан до Китая. С 2016 года он объявлен нематериальным наследием страны и охраняется ЮНЕСКО.
А звучит он примерно так.

Все фото принадлежат “Чердаку”, если не указано иное.
Хотите нас поддержать?
Спасибо!