Великий мужской отказ

Искусствоведение

Эта неделя на «Чердаке» может быть условно названа «откуда что взялось». Она посвящена происхождению вещей, к которым мы привыкли настолько, что начисто забыли, ради чего создавалась каждая из новинок, теперь ставших классикой.

На протяжении примерно двухсот последних лет мода меняется, пестрит, из макси кидается в мини, из цветастости в однотонность, из широкого – в узкое, но одна вещь остаётся неизменной: мужской костюм-тройка, показатель приверженности к классике, стильности и даже консерватизму.

Великий мужской отказ
“Первая кадриль в Алмаке”, 1820 год, wikipedia.org

А обязаны мы им – самому настоящему нонконформисту, эпатажнику и новатору, английскому «премьер-министру элегантности», Джорджу Браммелу. Именно Браммел стоит у истоков всей дендистской традиции: он придумал те правила игры, по которым после него играли несколько поколений европейских денди.

Так по какому случаю понадобился пресловутый «Великий Мужской Отказ» (Great Male Renunciation)? В конце 18 века мужская мода цвела не менее пышным цветом, чем женская. Щеголей называли «макарони» (macaroni), сейчас бы это означало «макаронники» – за приверженность к итальянской традиции. Они носили настолько высокие пудреные парики, что задевали ими люстры и нередко загорались. Их камзолы поражали яркостью цвета и обилием вышивки, ленточки, кружево, розочки украшали почти каждую деталь одежды.

Великий мужской отказ
Карикатура на “макарони”, wikipedia.org

Но в то же время случается любопытная вещь: промышленная революция. Мало того, что в Англии появляется шерсть высочайшего качества, – в Англии появляются нувориши. И английская аристократия вынуждена найти способ каким-то образом от них отгородиться, потому что деньги деньгами, а триста лет стриженого газона, как-никак, берутся за триста лет, а не за деньги.

И тут появляется Браммел по прозвищу «красавчик». И заявляет: долой вычурность, долой демонстрацию богатства, блистать надо не кольцами, а умом и утонченностью манер.

Великий мужской отказ
Джордж Браммел, wikipedia.org

Долой шелк, долой бархат, долой набитые ватой камзолы, долой парики, долой красные каблуки и бриллиантовые пуговицы. Костюм Бо Браммела, введенный им во всеобщий обиход, состоял из шерстяного темного фрака и льняной сорочки. Дозволялось проявлять изобретательность в манере завязывать галстук и демонстрировать одну и только одну драгоценную безделушку: табакерку, трость, трубку – но не более того. Те, кто не боялся подвергнуться его насмешкам, позволяли себе цветные жилеты. Известен случай, когда Бо заявил герцогу Бедфордскому прямо посреди приема: «Дорогой герцог, вы думаете, это называется фраком?»

Сейчас слово «денди» означает скорее некоего преувеличенного модника, может быть, даже стилягу, Браммел же исповедовал минимализм и «заметную незаметность». Ему же принадлежит реплика в ответ на чей-то комплимент, что он, мол, нынче хорошо одет: «Если вы это заметили – значит, одет я плохо».

Он говорил: «Если типичный джон булль (обыватель) обернется, чтобы взглянуть на вас, вы одеты неподобающе; это значит – либо в слишком чопорный, либо в слишком узкий, либо в слишком модный наряд».

«Заметная незаметность» Браммела распространялась и на его манеру держаться: невозмутимость, скупость на реплики (зато уж как сказал, так будто отрезал), скупость на жесты. Настоящий денди, по его убеждению, должен был появляться, производить неизгладимое впечатление и немедленно уходить, как только достиг цели.

С тех пор прошло двести лет, а эталоном мужского стиля так и остались: точность жестов, скупость (зато вескость) слов, темный костюм-тройка, который можно оттенить галстуком, – и единственное украшение в виде часов.

Уж отказались так отказались.


Фото на заставке – с сайта
http://curiouslondonguide.com/

Хотите нас поддержать?
Спасибо!