Варна от хана Аспаруха до султана Мехмеда VI: жизнь города с VI по XIX век н.э.

Варна и вокруг

Одессос был разрушен славянами и аварами в ходе Великого переселения народов IV-VI вв. нашей эры, а позже – основан праболгарами уже как Варна.

Что это значит?

Рим расцветал как держава во времена очень мягкого и тёплого климата – с 250 по примерно 400 год нашей эры держалась хорошая погода. Зимы были мягкими, почва плодоносила на пределе сил, старики умирали позже, дети выживали чаще – людей стало много. И так сто пятьдесят лет подряд. Климат был мягким во всей Евразии. Соответственно, и людей стало больше тоже везде. И когда за временным потеплением грянуло долгое похолодание – земля перестала плодоносить в прежних пропорциях, скот умирал чаще, а люди… стали выживать. В основном – соседей с юга.

Климат – это одна из причин Великого переселения народов. Другой были гунны.

Воинственные племена Монголии и Южной Сибири до поры до времени грабили Китай. Именно из-за них была построена Великая Китайская стена – которую легко было преодолеть, но через которую невозможно было перетащить награбленное. И до 325 года нашей эры гунны смотрели на Восток; а, отвернувшись от Китая, пошли на Запад – и запустили эффект домино: оттуда, куда приходили они – сбегали все остальные. Гунны подвинули всех – и оседлых, и кочевников, – построили огромную империю, с четвёртого по шестой век нашей эры были одной из самых серьёзных сил этого мира – а к десятому растворились в нём, перестав существовать.

Одним из гуннских племён были кутригулы, другим – утигуры; и те и другие – предки праболгар. Они ещё до шестого века нашей эры откочевали в Причерноморские и Приазовские степи и жили там, воюя со скифами, аварами, хазарами и другими степными воинами.

Крутые были очень – и самым сильным из них стал хан Кубрат, собравший под свою единоличную власть огромную территорию. И назвал это государство – Великой Булгарией. Столицей Великой Булгарии была Фанагория, античный город на нынешнем Таманском полуострове.Интересный момент: считается, что праболгары – как кочевники, наездники и прочая, – жили вот в таких шатрах.

Именно такие стоят в нынешних развлекательных комплексах «Праболгарские селища», один из них даже называется Фанагорией. Мотивируя тем, что именно с такими шатрами пришла праболгарская конница. По этой логике, если археологи будущего найдут несколько современных походных палаток – пусть решают, что люди двадцать первого века жили в них всегда.

А знаете, как выглядела Фанагория седьмого века?

Как нормальный античный полис она выглядела. С агорой, театром, расписными многоцветными храмами, с домами, полными амфор – краснофигурной и чернофигурной керамики – с людьми в золотых украшениях тончайшей ковки – словом, выглядела она как обычный цивилизованный город.

И именно в этом городе правил хан Кубрат (который рос вообще-то при дворе в Константинополе, столице Восточной Римской империи – то есть был кем угодно, но не диким необразованным варваром). И было это с 632 по 665 год.

А потом хан Кубрат умер, рассказав перед смертью своим пяти сыновьям притчу о колчане стрел и о том, что каждую из них легко переломать по отдельности, но поди сломай все вместе. Сыновья не вняли, попытались поделить доставшееся наследство – и Великой Булгарии не стало. Судьба каждого из пяти братьев сложилась по-своему. Средний, хан Аспарух, пришёл в Задунайскую Фракию – на римские, византийские земли, – со своей конницей и решил, что теперь Болгария будет тут.

А мы помним, что к тому времени уже похолодало. И на тёплые римские земли уже много кто пришёл остаться жить. Например, авары – тюркские племена, такие же неутомимые, как гунны и праболгары. И, например, славяне, которым стало сильно холодно в их северных землях – и которые очень легко создавали временные союзы то с аварами против византийцев, то с византийцами против аваров – и сначала грабили местных жителей и уводили их в рабство, а потом решили, что уже хватит бегать, и расселились по бывшим греческим городам вдоль римских дорог. Прямо поверх фракийцев.

Рим, конечно, этому не обрадовался. Но, во-первых, он уже был почти Византия – начал терять колонии, а привык жить на широкую ногу. Во-вторых, окраинные земли – а Балканы изначально для Рима были далёкой окраиной – он выдавал солдатам во владение как приз за отличную службу. В-третьих, Рим с удовольствием брал на службу в армию варваров из покорённых племён и рабов из захваченных земель.

То есть когда столица Римской империи переместилась в Константинополь, было уже не вполне понятно, кому против кого как воевать. Так что часто славянские племена, воевавшие за Рим против других славянских племён, после объединялись со вчерашними противниками и вместе вламывались в империю и больше не уходили. Бывали такие же аварские союзы – сначала друг против друга, а потом вместе против Рима. На границы Рима-уже-почти-Византии давили со всех сторон.

Так что когда во Фракию, часть Римской империи, пришли сначала славяне и остались жить, а потом праболгары и провозгласили Болгарию, Византия с ними повоевала какое-то время, но в итоге – не преуспела. Пришлось признать новое государство.

А что же, собственно, Одессос?

Один из крупнейших городов Фракии, последний оплот христианства, древнеримский курорт, держался сколько мог. С конца шестого века до середины седьмого века нашей эры он лежал в руинах.

Были разрушены Римские термы – самые крупные на Балканах и четвёртые по величине в мире.

Был разрушен охранительный форт – тот, который сейчас называют Малыми термами, потому что при нём была солдатская баня – небольшая, размером с нынешний Драматический театр.

Лег под землю античный театр – его до сих пор не нашли; историки соглашаются, что он вполне может быть под нынешней площадью Мусала.

Пали квадратные и U-образные римские башни – их остатки находят сейчас, при строительстве новых домов.

Был разбит и засыпан землёй акведук шестикилометровой длины, проводивший минеральную воду в Большие и Малые термы из нынешней местности «Св.св.Константин и Елена».

Были сожжены храмы – всех богов, без разбора.

Античный некрополь и школа эфебов, частные дома и общественные здания – всё то, что сейчас иногда выныривает из-под земли, рассказывая о жизни города в начале первого тысячелетия нашей эры – всё было разрушено.

Вокруг руин селились славяне – примерно в таких домах:

А после пришёл хан Аспарух и стал строить – ммм, шатры?

Вот такие города он стал ставить по всей болгарской земле поверх славянских полуземлянок.

Это – Плиска, первая болгарская столица. Добрался Аспарух и до Одессоса, встал лагерем близ руин, построил защитный вал, основал город.

Сейчас этот город – здесь, прямо поверх Одессоса. А вал при этом – в районе Аспарухово, за проливом, который раньше был рекой. Под холмом со Змеиной могилой, под Джанаварой (буквальный перевод – «над Варной»). Упоминается он – она, Варна – часто, и в византийских хрониках одиннадцатого века нашей эры её место уже точно и определённо там, где она сейчас. Начинаются загадки Варны – когда и как этот город сюда переполз?…

Одессос под именем Варны – снова порт, торгующий со всем миром. Население Болгарии – настолько пёстрое, что буквально за другим углом – другие боги. Народу нужна большая объединяющая идея, одна на всех. И в 865 году князь Борис Первый, болгарский хан, крестится сам, принимая имя Михаила, вынуждает Византию признать его царский титул и обращает всю Болгарию в христианство. Снова. Заодно переносит столицу в Преслав, строит золотой храм и ходит туда пешком из дворца на молитву по утрам и вечерам – и соответственно за ним хотя все горожане, а за ними – все жители окрестных городов, а за ними – вся болгарская земля. Потому что вот он, царь, молиться пошёл – а мы как же, не пойдём, что ли?…

Поглядев, как всё идёт, царь Борис-Михаил строит над Варной, в местности Караач-Теке, гигантский монастырь со скрипториумом – цехом переводчиков и книгоделов. В это время монахи Кирилл и Методий, македонские греки (то есть болгары по крови) по заказу чешского князя создают славянскую письменность – глаголицу. Теперь нужно переводить все священные книги на славянские языки!

Царь Борис-Михаил коронует своего старшего сына, удаляется в монастырь над Варной и живёт очень интересной жизнью, прокачивая образовательный центр всех ближайших славянских земель. Заодно привечает учеников Кирилла и Методия, которые по его заказу создают следующую славянскую азбуку – кириллицу. Берут глаголицу, греческий, а также древние болгарские руны – и создают куда более простой в написании и удобочитаемый язык.

Варна от хана Аспаруха до султана Мехмеда VI: жизнь города с VI по XIX век н.э.

Кириллица – это болгарское достижение. А день славянской письменности – государственный праздник в Болгарии.

Бывший царь Борис, монах Михаил, пишет, читает и прекрасно себя чувствует, пока до него не доходит, что сын его венценосный радостно вернул стране язычество. Монах Михаил временно перестаёт быть таковым, возвращается в столицу, свергает сына с престола, становится обратно царём Борисом, коронует следующего сына и уходит в скит уже насовсем. Так Болгария получает царя Симеона Первого, под которым расцветает как центр культуры, литературы, книгоиздательства, распространитель кириллической письменности в частности и образования вообще.

Болгарская держава раскидывается по всем Балканам, выходит к трём морям.

Варна от хана Аспаруха до султана Мехмеда VI: жизнь города с VI по XIX век н.э.
Болгария на пике расцвета – wikipedia.org

И постоянно воюет с Византией.

В 1018 году Византия побеждает – и на век делает Болгарию своей частью.

Мальчиков царского рода берут в заложники – но не убивают, а растят при императорском дворе.

Проходит почти век. В конце которого два брата царского рода Асенов дают отпор византийскому императору. И возвращают себе Болгарию. Так начинается Второе Болгарское царство.

Варна продолжает быть портом. Причём довольно долго – византийским. А потом царь Калоян, прозванный Грекобойцей, наследник Асенов, берёт город штурмом, а всех его защитников кладёт в крепостной ров. Живыми. И засыпает землёй.

В тринадцатом веке в город приходят венецианские купцы – Генуя и Венеция с удовольствием торгуют с Причерноморьем и строят замки-крепости. Под Варной такая тоже есть, называется Кастрици, она венецианская, а их консульство существует в городе с 1352 года. Впрочем, генуэзцы после тоже пришли.

Варна тогда была невелика – меньше Одессоса – и крепость её была небольшой:

Варна от хана Аспаруха до султана Мехмеда VI: жизнь города с VI по XIX век н.э.
http://www.archaeo.museumvarna.com/bg/category/list?category_id=7&id=8

Второе Болгарское царство кончается трагично.

Болгары Византию с себя сбросили. Но кроме них её победили турки Оттоманского (османского) государства, которое с 1299 года разрасталось под боком у Константинополя. К 1347 году выросло так, что начало отхватывать куски от Болгарии и воевать с Константинополем. В 1453 году Византии не стало, Константинополь пал, а Османское государство объявило себя империей. Со столицей в Константинополе.

Параллельно, с 1347 по 1444 год, Османское государство подминает под себя Болгарию.

Варну занимают без боя – точнее, в хрониках нет описаний штурма, а, как говорят историки, «турки не преминули бы похвастаться боем за взятие одного из самых крупных болгарских городов».

В 1443 году Европа объявляет Второй крестовый поход против турок – очень хочется освободить от них Балканы. Этот поход возглавляют молодой король поляков Владислав III Ягело, венгерский полководец Янош Хунияди и сын болгарского царя Фружин Шишман. Они доходят до Варны. И десятого ноября 1444 года армия султана Мурада Второго наголову разбивает крестоносцев. Павший в бою Владислав Третий получает имя Варненчик, Янош Хунияди возвращается домой, турки на пять веков воцаряются на Балканах. Больше их выдворить не пытаются.

Через шесть веков чешские математики-археологи и польский инженер-архитектор поставят на месте гибели короля мавзолей памяти великой битвы, последней битвы последнего крестового похода.

Захватив Болгарию, турки не повторили ошибок византийцев: истребили всех представителей царских и аристократических семейств.

А Варна стала – восточный город. С базарами, источниками (чешмами), узкими кривыми улочками, шпилями минаретов, деревянными белёными домами – такими типичными для Балкан.

Порт не притих.

Венецианцы остались – торговать теперь уже с османской империей. Средневековую крепость сохранили как цитадель. Города Преслав и Плиска турки разрушили, из их камней построили крепости – в том числе и варненскую – а средневековую крепость сделали Цитаделью, сердцем города.

Цитадель Барут-хане, пороховая башня:

На верхнем фото – Барут-хане в девятнадцатом веке; в пятнадцатом фотографий ещё не было, но Цитадель не очень-то менялась. Но однажды её не стало; конечно, расскажу. Её сверстнице – церкви пятнадцатого века, посвящённой Святому Георгию, – тоже не повезло – сейчас от неё уцелела только одна стена; если будете в Варне, с удовольствием вам её покажу. Турок пережила, а новые времена – нет. Вот такая была.

Церковь?… В восточном городе?…

Оказывается – да. До середины шестнадцатого века из пятнадцати районов города десять были христианскими, да и после в Варне жили представители разных конфессий. Самым большим районом был греческий (ортодоксально христианский), гагаузский (христианский турецкий), был и еврейский, и армянский (тоже не мусульмане и те, и другие). Цыганский вообще непонятно какой конфессии следовал. Татарский и турецкий, понятно, были мусульманскими, а болгарского не существовало до второй половины девятнадцатого века.

А что здесь означает разница религиозных воззрений? Ну верит кто во что хочет, ну молится разным именам – что это меняло в ежедневной жизни?

А вот что. Жизнь мусульман была значительно проще: гораздо больше прав и гораздо меньше налогов. Десятину с урожая платили все, кто обрабатывал землю; налог в султанскую казну с доходов платили все, кто зарабатывал торговлей; но, скажем, только немусульмане платили джизью – налог кровью. Старших сыновей немусульманских семей ещё маленькими забирали в армию султана, в специальный янычарский корпус (не на время, а навсегда). Для немусульман-болгар существовало множество дополнительных налогов, иногда нелогичных, а иногда и вовсе странных. Например, если мусульманин чуть более высокого положения приходил незваным гостем в дом к болгарину-немусульманину, требовал еды и ломал об неё зуб – расплачиваться за это приходилось хозяину.

Словом, жизнь была непредсказуемо тяжела, несвобода – невыносима. Для того, чтобы обрести – не свободу, конечно, но чуть больше прав – достаточно было перейти в ислам.

Думаете, многие переходили?

Вот и я не знаю.Но по тому, как до сих пор работают местные попы, очень видно, что религия для болгар была настоящим убежищем. Тем более – своя собственная, болгарская, не заёмная греческая (разные конфессии с разными ритуалами, это важно). Именно средневековые скальные монастыри были оплотом веры – в том числе и в то, что однажды удастся прогнать турок и вернуть себе землю. В монастырях писались книги – там священником, отцом Паисием Хилендарским, была в 1722 году написана «История славяноболгарская» – первая работа на эту тему. Национальное самосознание сохранялось ритуалами, песнями, танцами. Народные будители тормошили людей, не давая им застыть в состоянии «сегодня как-нибудь протянем, а до завтра, может, и не доживём».

Весь девятнадцатый век в стране полыхали народные восстания.


Варна же полыхала буквально.

В 1829 году, во время русско-турецкой войны, город был разрушен почти полностью. В 1827 году его заняли русские – и, уходя, сделали так, чтобы врагу не досталось ничего. Остатки крепости разбомбили с моря и с суши; жители – кто успел, тот бежал. Турки вернулись на руины.

В 1830 году султан Махмуд Второй, известный как реформатор и строитель, решил восстановить крепость.

Шесть пятиугольных башен – табий. Двухметровая стена (при тогдашней артиллерии не было смысла строить высокие стены – они не защитили бы город от пушечных ядер, а денег на строительство ушло бы больше). Варненскую крепость строили из камней Преслава и Плиски – так, как в Риме собор святого Петра строили из камней Колизея.

Чтобы вернуть людей в город, султан пообещал им трёхлетнее освобождение от всех налогов на этой земле. Представляете себе, что тогда началось!

К 1831 году крепость восстановили. Варненцы решили отблагодарить султана монументом с чешмой – и поставили тринадцатиметровую стеллу в самом центре города, у здания кметства.

Стеллу венчал золотой шар, на её боках была золотыми буквами выложена песня на османском языке, описывающая разрушение и восстановление города. Внизу же была чешма – благоустроенный источник. Город активно рос до 1837 года – здесь поселилось около 12 тысяч людей. На нынешнем бульваре княгини Марии Луизы выросли гигантские казармы (занимающие нынешние два квартала в длину и один – в ширину).

В начале двадцатого века их снесут. Слева встанет Кафедральный собор, вправо ляжет бульвар княгини Марии Луизы, вверх уйдёт бульвар Владистава Варненчика – но всё это случится через много дестилетий.

Во время Крымской войны в 1854 году в город пришли союзники. А союзниками в той войне Османской империи с Россией были Великобритания и Франция (и Греция, получившая независимость в предыдущей войне) – так что город наводнили английские и французские солдаты. Около 40 тысяч французов, 20 тысяч англичан, всего 67 тысяч воинов встали лагерем у города. В котором тогда было около 16 тысяч жителей.

Двадцать седьмого июля 1854 года в городе начался пожар. По легенде, некий грек, подкупленный противниками, подпалил город… на восемьдесят процентов деревянная, Варна на восемьдесят процентов и выгорела. Уцелела Цитадель и пороховой склад (а иначе нечего было бы отстраивать заново).

В августе 1854 года французы занесли в город холеру. Обезлюдели целые сёла, каждый день болезнь уносила около сотни человек. Треть варненцев умерла; всего же за время эпидемии почило около 13 тысяч человек. Англичане, спасаясь от болезни, пересели на корабли… Не спаслись.

В начале сентября пароходы союзников пришли и забрали выживших. В Варне осталось около десяти тысяч жителей из прежних шестнадцати тысяч.

Надо было снова восстанавливать город.

Варна от хана Аспаруха до султана Мехмеда VI: жизнь города с VI по XIX век н.э.

Махала – район. К 1878 году самыми большими районами был турецкий и гагаузский; турки-мусульмане, гагаузы (турки-христиане) и греки составляли абсолютное большинство населения города. Болгарам свой район разрешили отстроить только после 1865 года: гостивший в городе султан удовлетворил прошение горожан. Болгарам отвели тогдашние выселки – сейчашний район за Археологическим музеем (на карте – влево и вверх за районом, обведённым синей чертой).

Примерно так выглядела Варна тогда.

Но это рисунок, а вот и фото – вид на порт и то место, где через полвека вырастет парк.

Большое спасибо Hristiyan Oblakov – за драйв и за образовательные проекты «Неизвестное прошлое Старой Варны» и «Городские истории»; группе «Стара Варна» за фото и информацию, проекту «Неизвестные братья Шкорпил» – за картины и факты.

Хотите нас поддержать?
Спасибо!