Зрелищ и зрелищ: народные театры через века и страны

Культурология

С кукольным театром, об истории которого мы уже подробно поговорили, тесно связана история народного театра — он же уличный, он же площадной. С одной стороны, куклы оставались и остаются важным элементом уличного театра. С другой, именно в площадном театре появляются первые актёры, из которых спустя века вырастут театр, Станиславский и Голливуд. Но давайте по порядку.

Мы уже выяснили, что XV век в Италии — это, пожалуй, эпоха расцвета кукольного искусства. В частности, к этому моменту уже сложились основные персонажи. Параллельно Венеция уже века три как ежегодно предаётся разнузданным карнавальным гуляниям; театра с актёрами пока нет и здесь, но уже есть шуты, мимы и, внимание, маски. И ещё одна параллельная линия — развитие национальной итальянской драматургии. Правда, пьесы Ариосто и Макиавелли для постановки не подходили, слишком уж много действующих лиц и сюжетных линий.

А теперь следите за руками: в первой половине XVI века появляются первые пьесы, которые а) написаны по законам уже упомянутой итальянской драматургии, б) написаны для венецианских карнавалов, в) используют танец, музыку и диалектную речь. Отсюда остаётся всего один шаг до комедии, построенной на импровизации, но вовлекающей в действие сравнительно ограниченное число персонажей-масок — иными словами, комедии дель арте.

Первое упоминание комедии масок относят к 1555 году. Следующие два века комедия дель арте цвела пышным цветом. Всего масок насчитывается больше ста, но это скорее вариации; обычно основные персонажи — квартет мужских масок (два варианта, северный и южный), плюс маска Капитана, плюс персонажи без масок.

Зрелищ и зрелищ: народные театры через века и страны
Северный квартет: Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин.
Зрелищ и зрелищ: народные театры через века и страны
Южный квартет: Тарталья, Скарамучча, Ковьелло и Пульчинелла.

Особое внимание давайте обратим на Пульчинеллу — переехавшего в город крестьянина, слугу/сторожа/огородника, ленивого обжору, или глупого, или хитрого. Постепенно образ приживётся и в других странах: французский Полишинель, английский Панч, немецкий Гансвурст, голландский Ян Клаасен, датский господин Йоккель, испанский Дон Кристобаль — и русский Петрушка.

Сначала «маска» подразумевала именно маску — кожаное приспособление, которое закрывало лицо актёра. Позже маской стали называть всего персонажа. Обычно актёр играл одну и ту же маску на протяжении всей жизни; это помогало ему накопить приём шуток, жестов, монологов и другие приёмов, которые он мог свободно сочетать.

Дело в том, что у комедии, строго говоря, был некоторый сюжет: описание действующих лиц, порядок выхода на сцену, действия, реквизит. А вот конкретные реплики прописаны не были, и всё зависело от импровизации: шуток на злобу дня, находчивости, пантомимы. В XVIII веке жанр постепенно пришёл в упадок, и силами Карло Гольдони итальянская драматургия ушла от импровизации к фиксированному тексту.

Комедия дель арте начала триумфальное шествие по планете почти сразу. Уже в 1571 году одна из трупп гастролировала в Франции, при дворе Карла IX. Здесь её стали называть импровизированная комедия (comédie à l’impromptu), и она легла в основу ярмарочного театра (théâtre de la foire). Французские актёры часто вместо масок предпочитали просто белить лицо мукой. Сюжет здесь был проще, меньше опирался на импровизацию, скорее был связкой между другими номерами и выступлениями. Пульчинелла во французских землях превращается в Полишинеля, а Педролино — в Пьеро.

Зрелищ и зрелищ: народные театры через века и страны
Полишинель — горбун, задира и насмешник. Персонаж как кукольного театра, так и ярмарочного. Под видом секретов сообщает всем известные вещи, отсюда «секрет Полишинеля».

К слову, именно на ярмарочном театре учился молодой Мольер; он выступал с труппой, понабрался всякого, а потом вставлял это в свои комедии.

В Британию уличный театр доехал скорее кукольным: там Пульчинелла превратился в Панча, перчаточную куклу. Его партнёры по сцене — жена Джуди или другие персонажи. Эпизоды обычно короткие, ведь дело происходит на улице, люди приходят и уходят. Панч и Джуди весьма живучи: в XIX веке они переехали в США, а кое-где в англоязычных странах выступают и до сих пор.

В России итальянские труппы начали гастролировать с 1733 года. Это вошло в моду, к концу XVIII века в московских и петербургских домах периодически устраивали венецианские карнавалы с разными куриозными и чудесными масками. Но с приходом к власти императора Павла веселье кончилось, к слову, примерно в то же время, что пришлось на упадок комедии дель арте в самой Италии. Но в русской традиции и без комедии дель арте скучать не привыкли. С XI века русский народ развлекают скоморохи, особенно популярные в XV-XVII веках. Они и пели, и танцевали, и играли на музыкальных инструментах, были и кукольниками, и актёрами, и фокусниками, и дрессировщиками. Они тоже носили кожаные маски и тоже много импровизировали: общались с публикой, шутили на злобу дня, сатирически изображали купцов, воевод, церковников. Кстати, а слово «скоморох» вам ничего не напоминает? А как же один из персонажей южного квартета комедии дель арте — Скарамучча? Корень один и тот же: индоевропейский «scomors-os», которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун, комедиант. Скоморохи язык за зубами не держали, церковь не уважали, были ребятами мирскими и шутили временами непристойно и непочтительно. В XVIII веке под давлением властей и церкви скоморохи стали исчезать.

Зрелищ и зрелищ: народные театры через века и страны
Так рисовал скоморохов Васнецов в 1904 году

В XVII-начале XVIII веков в Россию из Польши проникает вертепный театр. Это один из видов народного кукольного театра, когда представление разворачивается не на сцене, а в двухэтажном деревянном ящике. Растёт он, понятно, из сценок о жизни Иисуса Христа эпохи бегства от царя Ирода. Сначала действие состояло из двух частей: религиозной и бытовой; постепенно религиозная сокращалась, репертуар расширялся, и вертеп превратился в народный театр. Куклами управляли снизу: они нижней частью прикреплялись к проволоке, по которой вертепщик их передвигал через прорези в полу. Во второй половине XIX века вертепы исчезают с территории России и Польши, но вот в Украине продолжают работать до начала XX века.

В XVIII веке (как раз, мы помним, закат комедии дель арте) появляются балаганы: на ярмарках и разных гуляниях ставили небольшую деревянную постройку с тряпичной или полотняной крышей. Внутри располагалась сцена, и даже с занавесом! По несколько раз в день здесь проходили театральные и цирковые представления, на которые народ собирали зазывалы. Обычно сюжеты были сказочными или комедийными и, прямо говоря, незамысловатыми. При этом смотрели их не только крестьяне и горожане, но и помещики, и дворяне. Отчасти балаганы — наследники скоморошьей традиции.

Зрелищ и зрелищ: народные театры через века и страны

Другой их наследник — раёк, это развлечение появилось к концу XVIII века и было популярно весь век XIX. По сути, это небольшой ящик с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри сменяются картинки: переставляются отдельные кадры или перематывается бумажная лента. На картинках — города, люди и события. Всё это шутками, прибаутками и рифмованными рассказами сопровождает раёшник — рассказчик и исполнитель. Картинки, как и в вертепе, были когда-то религиозного содержания, отсюда и название; ну а потом стали рисовать что угодно.

Про Петрушку тоже говорят, что он появлялся в выступлениях скоморохов, но версия не доказана. Ещё с XVII века русские кукольники использовали петрушек — перчаточных кукол. Но только к середине XIX века появился Петрушка с большой буквы, он же Пётр Иванович (или Петрович) Уксусов, он же Иван Рататуй. Внешностью он напоминает Пульчинеллу, хотя есть такие, кто утверждает, будто Петрушка не имеет отношения к европейским персонажам и сформировался самостоятельно, как герой исконно русский. Если это так, грустно: ведь Петрушка отрицательный персонаж, он не улыбается, а постоянно скалится, и в популярных сценках то бьёт, то убивает других персонажей. В начале XX века «театр Петрушки» меняется, Петрушка перестаёт убивать всех подряд и насиловать невесту и постепенно пропадает из народного театра.

Так что же, с упадком комедии дель арте и других видов народного театра осталась только формальная драматургия, заученные реплики и сцена? Вовсе нет. Уличный театр жив и радует нас до сих пор. Действие в нём происходит обычно без оборудованной сцены, а просто на улицах, площадях и в парках. Зрители отделены от артистов нечётко, поэтому их часто вовлекают в действие. В уличном театре по-прежнему очень важна импровизация, а ещё актёрам здесь сложнее привлечь внимание зрителя и удерживать его, поэтому они используют другие приёмы, нежели «академический» театр. Смежные с уличным театром формы — флешмобы, перформансы, хеппенинги. Кстати, во время прошлогоднего театрального фестиваля «Варненско лято» прошло несколько уличных представлений; есть шанс, что будут и в этом году.

Обложка: Peeter van Bredael, Commedia dell arte Szene Detail Bühne.

Хотите нас поддержать?
Спасибо!