Зачем Болгарии в конце 19 века нужны были иностранцы

Варна и вокруг

На этой неделе мы рассказываем об экспатах, которые очень многое изменили в жизни других стран. И начнем с Болгарии сразу после Освобождения.

В 1878 году в результате очередной русско-турецкой войны Болгария была освобождена от османской власти, перестала быть провинцией Оттоманской империи и стала независимым Болгарским Княжеством.
Конец девятнадцатого века. Электричество ещё не распространилось повсеместно, но уже есть канализации и железные дороги; дамы вот-вот отвергнут корсеты и потребуют права голоса; мир охватывают идеи доступного образования всех желающих учиться – даже женщин и бедняков. Мир движется в светлое будущее на паровозе со скоростью полтора десятка километров в час.

И внезапно на Балканах появляется целая страна, которой нужны учителя, музыканты, инженеры, строители, художники. А также – собственный монарх.

Зачем Болгарии в конце 19 века нужны были иностранцы
Правители Второго и Третьего царства; первый слева на нижней строке – Иван Страцимир, 12 век; следующий за ним – Александр Баттенберг, 19 век

За пять сотен лет османской власти были уничтожены представители всех царских и аристократических кровей. На престол пригласили иностранца.
Во главе страны встал князь Александр I Болгарский (Баттенберг) – русский офицер, немецкий принц, племянник царицы Марии, первой жены царя Александра II. Александр Баттенберг, натурально, выиграл тендер на управление страной – из трёх предложенных принцев выбрали именно его из-за правильного происхождения, высокой лояльности русскому престолу, а также невовлеченности в споры союзников и противников Османской империи. Болгария искала человека не только высокородного, но и политически нейтрального.

Нейтральным Александр Баттенберг не стал. Предполагалось изначально, что он будет управлять Болгарией в интересах Александра II – России был нужен буфер на Балканах, и Болгария подходила географически. Но очень быстро Александр Баттенберг стал работать на интересы независимой Болгарии, после чего в стране был спровоцирован военный переворот, князя вынудили отречься от престола и покинуть страну. После просили вернуться – Баттенберг отказался, хотя и очень любил страну.

А за новым царем болгарское правительство отправилось в Австро-Венгерскую империю – и вернулось с принцем Фердинандом Саксен-Кобург-Готтским. Сначала – князь, а после – царь Фердинанд I Болгарский правил страной до конца Первой Мировой, по её результатам был изгнан из Болгарии, престол был передан его старшему сыну, Борису III Объединителю, после – его старшему сыну, Симеону II. Потомки Фердинанда считают себя болгарами, хотя и вынуждены были уехать после Второй мировой и вернулись в страну только в конце двадцатого века – после крушения социалистического режима.

При Саксен-Кобург-Готах страна сначала присоединила к себе значительную территорию, после – потеряла, после – частично снова обрела. Болгария перестроилась с ориентального на европейский стиль жизни, электрифицировалась, открыла тысячи образовательных учреждений, отрастила собственную армию и флот, потеряла их и снова вернула, распространила национальную музыку и еду на весь мир, популяризировала виноградолечение, сделала Варну курортно-оздоровительным центром Черного моря – и много чего ещё успела.Образование, науку, искусство и индустриализацию страны начинали именно иностранцы, поскольку в послеосманской Болгарии образованных профессионалов было очень мало.


В частности, мы знаем имена нескольких болгарских строителей-самоучек девятнадцатого века – уста (мастер) Колью Фичето, уста Генчо Кънев, Петко Момчилов; но стране, которая решила перестроить все, прописью, все города по европейскому образцу, нужно было гораздо больше архитекторов.


Из Болгарии в Европу поехали учиться талантливые молодые люди – чтобы потом вернуться и работать. А в Болгарию поехали работать образованные люди из Австро-Венгрии, Германии, Франции, Чехии.

Большинство крупных европейских зданий Болгарии конца 19 века построено иностранными мастерами – это храмы работы Ивана Мааса, частные дома и культурные центры работы Тороса Тороманяна, общественные здания работы Карла Хайнриха, проекты Фререрика Гюнангера и дворцы Хермана Майера. Эти же архитекторы впоследствии творили вместе с новыми болгарскими мастерами. Многие из них задержались в стране на десятилетия, получили со временем болгарское гражданство, а некоторые – и имена сменили. Австрийский специалист, немец трансильванского происхождения, архитектор Фридрих Грюнангер работал в стиле венского сецессиона (одно из направлений модерна) и барокко.

В 1879 году он был приглашен в Дирекцию общественных зданий Болгарии, после – стал городским архитектором Разграда, а после – придворным архитектором Александра Баттенберга и Фердинанда I; работал в стране до 1914 года – даже и после того, как вышел на пенсию. Фридрих Грюнангер создал для Болгарии сотни проектов и построил десятки зданий – мэрий, похожих на дворцы, школ, похожих на неоготические замки, а кроме того, храмы, церкви и синагоги.

А ещё он приметил будущего великого софийского архитектора Николу Лазарова, когда тот только учился ремеслу; так что опосредованно Болгария обязана Грюнангеру и первым частным архитектурным бюро, и всеми зданиями, которые построил Никола Лазаров, Архитектор с большой буквы.

Швейцарский архитектор Херман Майер вместе с Николой Лазаровым заканчивал строительство летнего дворца царской семьи в Евксинограде. Начинал этот дворец тоже иностранец, австрийский мастер Виктор Румпельмайер, а гигантский парк разрабатывал и закладывал немецкий ландшафтный дизайнер Эдуард Петцолд. Он работал главным озеленителем страны, пока Фердинанд I не познакомился с Антоном Новаком – но эту историю надо рассказывать отдельно. А Херман Майер создал для страны ещё несколько важных зданий, в частности, Академию наук:

Так что первый правитель Третьего Болгарского царства всё-таки вернулся в любимую им страну, хоть и после смерти; Фердинанда же не допустили – впрочем, это совсем другая история.

Один из шедевров болгарской живописи показывает нам человека в традиционном шопском наряде.

Картина “Ръченица” нарисована чехом Йаном Мырквичкой, а танцует на ней ирландец Джеймс Баучер. Оба они считали Болгарию своей второй родиной.

Зачем Болгарии в конце 19 века нужны были иностранцы

Йан Вацлав Мырквичка, Иван Мърквичка, родился в Чехии, учился в Праге и Мюнхене, в 1881 году по приглашению болгарского правительства приехал в Пловдив поработать преподавателем – и остался на десятилетия. Основал Рисовальное училище в Софии, а также болгарскую жанровую живопись. Работал в стране до 1921 года, потом вернулся туда, где родился – и продолжил писать жанровые портреты, уже чехов.

Джеймс Баучер бросил преподавательское место в Итоне, чтобы заниматься журналистикой. Он писал для “Таймс” репортажи с места событий, местом событий были Балканские войны, Джеймс Баучер чрезмерно увлёкся описаниями – так, что потерял нейтральность и заявил, что присоединить Цариброд к Сербии было то же самое, что отдать Кент Германии. После чего переехал в Болгарию, переоделся в народный костюм, сменил виски на ракию, вместо джиги плясал хоро и ръченицу – словом, стал для местных “нашим ирландцем”. Кучером у него служил один бистрицкий лошадник, который однажды привёл “нашего ирландца” в знакомую корчму, где пили Иван Мърквичка и генерал Вазов (не писатель). Там-то и был нарисован первый эскиз одного из шедевров болгарской живописи. Баучер позировал Мърквичке несколько раз – для двух вариантов “Ръченицы”; а после его – снова в шопском традиционном костюме, – рисовал болгарский художник Никола Михайлов. В 1915 году репортёрский мандат Баучера истек; но ирландец покинул страну только после Первой мировой войны. Жил в Килкени и в Софии, очень много писал о Болгарии – рассказывал о стране и лоббировал её интересы в мире. Умер в Софии в 1920 году; завещал похоронить его в Рильском монастыре, что и было исполнено по высочайшему повелению царя Бориса III.

Вкусное болгарское пиво появилось в стране благодаря чешским специалистам, братьям Прошек. А один из них, Иржи, поучаствовал и в строительстве неспешных болгарских железных дорог.

Дело было так. Мальчик из известной чешской провинциальной семьи поступил в инженерное училище в Праге, где выучил немецкий, французский, итальянский, испанский и русский языки и подружился с болгарскими студентами. Шли шестидесятые годы девятнадцатого века – Болгария боролась с османской властью. Идеи Освобождения покорили Иржи, и после получения диплома в 1869 году он отправился работать в Болгарию – в Центральное железнодорожное бюро немецкого барона Мориса фон Хирша. В Болгарии Иржи Прошек познакомился с Василем Левски – народным героем страны, – и помогал ему переправлять оружие по новопостроенным железнодорожным веткам. Позже Прошек участвовал в Одринском восстании и был приговорен к смерти султаном Империи – но успел бежать в Бухарест.

После Освобождения он вернулся в Болгарию, да не один, а с младшим братом Теодором. Вместе они построили и открыли первый болгарский пивоваренный завод. Прошеки превратились в Прошековых, Иржи – в Георги (а Теодор – в Богдана), инженер стал секретарем первого Народного собрания, основал Славянское дружество, несколько каменоломен, кирпичный завод – и электрифицировал пивоварню. Братья Прошековы создали первое государственное издательство – Придворную печатню, а как инженеры и архитекторы участвовали в создании Львова моста и Орлова моста в Софии и первого в стране памятника Василю Левски. Вершиной инженерной карьеры Георги Прошекова был Варненский порт – для реорганизации которого пришлось снести варненский мыс и старый маяк, отодвинуть море, продлить береговую линию и поставить волнолом. Умер Георги Прошеков в 58 лет в Софии; просил похоронить его в подножии горы Витоша, что и было исполнено царским повелением. Богдан пережил брата ненадолго – тосковал по нему и вскоре умер, и был похоронен рядом.
Фабрика братьев Прошековых работала до 1947 года; после была национализирована и стала частью комбината “Софийское пиво”; в 2005 году здание было разрушено; акции предприятия поделены между концернами “Хайникен” и “Кока-кола”.
Братьям Прошек поставлен памятник в Софии.

Среди самых известных людей Болгарии – Константин Иречек, чешский писатель и болгарский дипломат. Родился в 1854 году в Вене, а в 1872 издал свой первый научный труд – “Книгопис на новобългарската книжнина, 1806 – 1870”. Специализировался на славянских языках, а докторскую диссертацию написал по болгарской истории. “История болгар” Костантина Иречека была опубликована на чешском и немецком языках в 1876 году, на русском – в 1878 году, а на болгарском – несколько раз, с 1881 по 1929 год.

Зачем Болгарии в конце 19 века нужны были иностранцы

В 1879 году Иречек оставил работу в Карловом университете Праги и прибыл в Софию, чтобы стать секретарем только что созданного Министерства народного просвещения. Организовывал образование в Болгарии, поддерживал книгопечатание и книгоиздательство, возродил “Българско книжовно дружество”, из которого позже выросла Академия наук. Очень много путешествовал по стране и писал о ней. Появился как персонаж в книге Алеко Константинова “Бай Ганьо” – это повествование о национальном характере, полное юмора и сарказма, мы здесь описывать не будем.


Уехал из Болгарии в 1884 году, до самой смерти дописывал “Историю болгар”, и в мемориальном издании 1939 года опубликованы его самые последние дополнения. О чехах в истории страны можно говорить долго; а самые известные для Варны – это братья Шкорпил и Антон Новак, и о них мы ещё расскажем.

Заглавное фото – из музея города Велики Преслав:
рукописная книга на кириллице, созданной
греками по заказу болгарского царя.

Хотите нас поддержать?
Спасибо!

Следите за публикациями «Чердака» в Telegram