Шумерская культура, раннединастический период

Культурология

* – предыдущая часть

Раннединастический период – это первый период истории древней Месопотамии, который длился приблизительно с XXIX по конец XXIV века до нашей эры.

Что можно сказать об этом периоде?

До нас дошли несколько городских архивов – из Урука, Ура, Лагаша, Уммы, из города Фары, а также из нескольких поселений вблизи крупных городов. И эти архивы открывают нам социальную структуру, государственное устройство и особенности пантеона шумерских городов-государств.

Шумерская культура, раннединастический период
Карта шумерских городов-государств, Википедия

После Урука начинается история городов-государств, которые постоянно соперничают друг с другом и претендуют на политическое лидерство в Южной Месопотамии. К началу третьего тысячелетия до нашей эры число городов-государств доходит до пятнадцати. Каждый из них возникает либо на великой реке Евфрат, либо на другой великой реке Тигр, либо на каналах, отведённых от великих рек. Господствующим типом хозяйствования является ирригационное земледелие, т.е. земледелие, основанное на искусственном орошении. Цивилизация в Месопотамии возникает в плодородной местности, на самом юге – географически она называется аллювиальная низменность, потому что почва в этом районе нанесена слоем плодородного ила, или аллювием. Каждый год по весне здесь начинается половодье великих рек. Реки несут с собой массу плодородного ила, почва удобряется и на этой территории получают высокие урожаи, прежде всего – ячменя, полбы, пшеницы. Кроме того, в Месопотамии хорошо растут финиковые пальмы.

После речного разлива вода поступает в каналы, а когда приходит время начала посевных работ, то вода из каналов подаётся на поля. Происходит орошение полей, и это обеспечивает новый урожай – в воде из каналов содержится плодородный ил. Но по этой же самой причине речная вода не была питьевой – слишком много было в ней микроорганизмов, ила, – поэтому воду не пили, а обходились той, которую удавалось доставать из колодцев и арыков, то есть водой подземной. Однако чаще всего пили ячменное пиво, которого изготавливалось множество разнообразных сортов.

Шумерская культура, раннединастический период
Шумерский колодец, середина третьего тысячелетия до н.э.

Вода играла очень большую роль в становлении городов-государств. У каждого города был свой канал и своё хозяйство – иначе земледелие было бы невозможно. И город, возникший около своего канала, был экономически автономен – а, следовательно, и политически автономен. Люди этого города не нуждались ни в чьём покровительстве, они самостоятельно обрабатывали землю. В каждом городе была своя администрация, свой календарь, свои представления о пантеоне, своя мифология. И в этот период можно говорить только о локальных культах и о локальной мифологии.

Существовала ли в Южной Месопотамии раннего периода политическая столица?

Такой столицы не было. В военном отношении лидером этого региона считался Урук. Оттуда, из Урука, войска выступали в длительные походы, обращённые преимущественно на восток, в сторону гор Загроса. Урук считался военным лидером, но нельзя сказать, что он был в полном смысле слова политической столицей.

Шумерская культура, раннединастический период
Раскоп города Урука

Основой общественного устройства в Южной Месопотамии был военно-политический союз городов-государств. Американский исследователь Торкильд Якобсен назвал такое общественное устройство военной демократией. Мы несколько позже поговорим о структуре общества в Раннединастический период, но пока обратим внимание на то, что каждый город возникал не только вблизи своего канала, но и вокруг своего храма. Каждый город имел центральный храм, в котором жил хозяин этого города – бог территории.

В Южной Месопотамии столица была культовой, что для людей того периода было гораздо важнее. Был город, расположенный географически очень удачно, между южными и северными городами, этот город назывался Ниппур, и он был культовой столицей шумерских городов. Там решались важнейшие государственные дела. Там утверждался царь. Там принимались решения о больших и необходимых войнах.

Теперь я перечислю наиболее значительные города-государства, в которых сложилась самостоятельная религиозная традиция, и которые сыграли наиболее значительную роль в политической истории Месопотамии.

Урук. В нем зародилась письменность, он стал первым городом на древнем Ближнем Востоке. Им управляло два божества – бог Ан и богиня Инанна. Храм Урука назывался в переводе с шумерского языка “Дом Неба” (Эанна). Бог Ан – это бог неба, небесного свода. Богиня Инанна – его дочь, – богиня любовной и воинской страсти, а также божественное воплощение планеты Венеры. Они властвовали в Уруке.

Город Ниппур. Это – культовая столица Южной Месопотамии. Ниппур назывался городом, где определяются судьбы. Его богом был Энлиль. Бог Энлиль – это бог воздуха, ветра, покровитель царской власти, а также его можно назвать богом мирового порядка, потому что он – бог-законодатель.

Шумерская культура, раннединастический период
Энлиль и Инанна

Город Эреду был расположен на самом юге Месопотамии у Персидского залива, и его божеством был Энки. Это имя переводится как «господин земли» или «господин обрядов». Энки – бог подземных вод, создатель человечества и покровитель его, а также бог искусства, медицины и магии. Если Энлиль создаёт закон, то Энки находит способ этот закон обойти – именно поэтому он покровительствует людям как существам, возвышающимся над миром природы.

Следующий важный город-государство – Ур. Его хозяином был бог Нанна. Это – божество Луны и времени, потому что первый календарь был лунным. Время считали по смене лунных фаз от новолуния до новолуния. Роль Нанны в космогонических представлениях совершенно исключительна и ещё более важна в политическом отношении роль города Ура, потому что именно этот город в конце третьего тысячелетия становится центром большого государства, которое объединило все города Месопотамского юга. Это — царство Шумера и Аккады.

Ещё один важный для нас город — Лагаш, правителем которого был бог Нингирсу, покровитель земледельцев в мирное время и воинов-защитников своей земли — в военное. Впоследствии бог Нингирсу был сопоставлен с ниппурским богом Нинуртой и возник единый культ Нингирсу-Нинурты — воина и покровителя земледелия. Этот культ был в чём-то подобен культу святого Георгия, который тоже земледелец и воин.

И, наконец, ещё один важный город — Ларса. Хозяином этого города был бог солнца Уту. Бог солнца в Месопотамии считался богом справедливого суда и покровителем героев. Здесь важно различать функции Энлиля и Уту. Энлиль — законник, Уту — скорее судебный исполнитель. К Уту обращаются в тех случаях, когда явно нарушена справедливость, и тогда человек восклицает: «О Уту, [ ты видел это?]» Считается, что бог солнца всё видит и обязательно покарает виновных. Суд в Месопотамии выглядел так: всякого подозреваемого в совершении преступления подводили к статуе бога Уту и требовали, чтобы человек прямо перед богом поклялся, что он преступления не совершал. Многие такой психологической пытки не выдерживали — люди в древности были верующие, никто из них не мог себе представить, что Уту их не накажет из-за того, что богов не существует. Поэтому многие признавались в преступлении.

Вот важнейшие для истории религии города, которые сыграли наиболее выдающуюся роль в культуре южной Месопотамии.

Как была устроена жизнь в этих городах? Какова была структура общества южной Месопотамии и каким был пантеон в городах-государствах? Ещё в начале тридцатых годов американский шумеролог Торкильд Якобсен предположил, что в религиозных текстах следует искать информацию о социальном устройстве шумерского города. И оказался прав: то, как устроен пантеон, то, какое место в нём занимают те или иные боги, указывает на строение человеческого общества в этом регионе. 

Шумерская культура, раннединастический период

Правителем древнего шумерского города был жрец-вождь, который носил титул «эн». Это слово обычно переводят как «господин», имея в виду семитский эквивалент этого слова – «белум». Но нужно понимать, что «эн» буквально означает «обладатель». Он – тот, кому принадлежит власть; а также жрец главного городского храма, человек, который лично проводит основные обряды в храме. И главным из них был обряд священного брака. Каждую весну эн вступал в священный брак с верховной жрицей храма, представлявшей богиню. Этот символический ритуал должен был обеспечить плодородие земли, скота и людей на протяжении всего года. А, поскольку год в Месопотамии начинался весной, то священный брак был одним из первых и основных обрядов, привязанных к Новому году.

У эна было ещё несколько обязанностей. Он в обязательном порядке принимал участие в закладке первого кирпича всех важнейших культовых сооружений. Он же командовал войском своего города. И он же был главой народного собрания. Эну была подчинена его дружина и, разумеется, под его контролем могла находиться и храмовая администрация.

Следующий после эна человек — это начальник храмовой администрации, человек, носивший титул «санга», заместитель эна по хозяйственной части. В его распоряжении находились все продуктовые запасы, все рационы, которые выдавались работникам храма за какую-либо деятельность; в его распоряжении находились жертвы, которыми ежедневно по много раз в сутки кормили богов; и все склады и ремесленные мастерские — всё это так или иначе находилось под надзором санга. Если эн зачастую выполнял представительские функции, то городским хозяйством в своём материальном и финансовом смысле распоряжался санга.

Далее шли жрецы храма и общинные старейшины.

Тут нужно сделать небольшое отступление. Исторически сложилось так, что в городах южной Месопотамии и по всему Ближнему Востоку с самого начала существовало что-то вроде двоевластия. Хозяйство городов состояло из двух секторов — общины и храма, и впоследствии эта двухсекторная экономика дала политический конфликт между двумя хозяйственными группами. Самое большое количество земли находилось в руках общины. Она управлялась народным собранием или просто собранием граждан города. Оно проходило под руководством эна, но гораздо более сильную и ведущую позицию в нём занимали старейшины — те, кого называли отцами города. Существовали и юноши города, которые во многом были с этими отцами не согласны.

Якобсен в своих работах пишет, что это было похоже на двухпалатный парламент. Совет отцов города, собрание старейшин, сенат, если переводить с латыни, – и палата общин, или палата представителей, или госдума — это, по-шумерски говоря, совет юношей.

Народное собрание было колоссальной политической силой, которая пыталась противостоять другая сила — эн и приближенные к нему люди, как правило, молодые, инициативные, энергичные, которые хотели взять власть в свои руки, которые хотели абсолютной власти. Но никто им абсолютной власти не давал, потому что и земля была в распоряжении общины, и власть была в распоряжении народного собрания. Эн и его люди находились в том секторе экономики, который назывался храм. И храм обладал большими земельными угодьями, в том числе — на территории храма находилась и земля бога, земля, которую нужно было обрабатывать всем миром по очереди, работая за хозяина города.

И так постепенно образовалось два политических института: энско-храмовой власти, которая впоследствии стала царской власти Месопотамии, и институт городской общины, народного собрания. И на протяжении всей истории Месопотамии происходили перманентные конфликты между городской общиной и правителем. При этом никто из них никогда не имел абсолютной власти.

И эта ситуация не разрешилась до самого конца Месопотамской цивилизации. В этом обществе были люди, которые играли на стороне разных сил. И жрецы, которые работали на храм, и сам эн — они были общинниками. У них была земля, которую они получали по наследству. Они или работали на этой земле, или нанимали батраков, или отдавали её в аренду. Человек в обществе Раннединастического периода не мог далеко уйти от своего происхождения. Все знали, из какой он общины, какого он рода, кем он является. Поэтому абсолютного противопоставления царя общине не существовало.

Но существовали очень непростые отношения, переходившие иногда в конфликт.

Санга и жрецы – они, конечно, играли на стороне эна, впоследствии – на стороне царской власти. Они составляли знать.

В городах этого региона знатью были те, кто занимали большие государственные посты, получали высокую плату от храма и плюс имели ещё крупный участок земли в общине. Имея постоянную высокую прибыль, такие люди расширяли свои владения, они прикупали дополнительные земельные участки, они отдавали свои участки в аренду и таким образом наживались. Жили они хорошо, но абсолютной власти не имели, потому что существовал коллегиальный орган – община.

Далее идут клиенты храма, то есть те, кто работал на храм, получал за свою работу какие-то отчисления, но не мог увеличивать своё имущество и остался в середняках.

Кто такие середняки шумерского общества? Это ремесленники – они работали при храме и на храм. Это торговцы, которые торговали от храма и свою прибыль сдавали храму, а взамен получали отчисления натурой – продуктами. Это так называемые “посвящённые храму” – и в их число могли входить самые разные люди. Были посвящённые на время, а были – почти навсегда. Одна ситуация – когда у человека не удался урожай, и для того, чтобы его семья не умерла в голову, он идёт работать на храм. Он временно посвятил себя богу: стал работать пастухом храмового стада. Ему за это платили.

Шумерская культура, раннединастический период
Шумер, фантазия на тему храмового служения

А вот другой случай: человек – беженец из какого-то города; родственников здесь у него нет, но он прибегает под защиту храма и становится посвящённым. Ему дают какую-то работу, как правило, низкооплачиваемую, но деваться ему некуда – он соглашается. И на этой должности он может остаться до конца своих дней, поскольку идти ему некуда: город его захвачен врагом, а родственники уведены в рабство. И человек заканчивает свои дни при храме.

Вот это – клиенты храма. А кем были жрецы?

Жрецы в городах южной Месопотамии были чиновниками богов. Каждый из них выполнял какую-то конкретную работу. Были жрецы-окропители, которые окропляли статуи богов освящённой водой. Были – умастители, которые умащивали статуи елеем. Были жрецы-экзорцисты – изгоняющие демонов. Были облачители – которые одевали статуи богов, – и так далее.

Каждый человек выполнял свою конкретную работу, поэтому в целом жречество не имело общего названия в языках Древней Месопотамии. Там так и не возникло общего понятия «жрец», их называли по должностям: цирюльник бога такого-то.

Жрецы были действующими лицами государственных ритуалов, и все те же операции, которые они проделывали над статуями – они проделывали над царём: окропляли освящённой водой, умащивали душистым маслом, одевали в роскошные одежды и так далее.

Жречество тоже делилось на высшее, низшее и учеников. Люди разных должностей получали разные суммы отчислений от храма. Были среди них и такие, которые по своим доходам были близки к клиентам храма; а были – богатые и состоятельные. Жречество было неоднородным.

Также были различные категории жриц: те, которые посвящали себя богу целиком, ни при каких обстоятельствах не могли вступить в брак и иметь детей; близость с человеком могла символически стать ритуальным осквернением города (раз жрица не верна богу – значит, весь город не верен); женщина приговаривалась к смерти. А были такие жрицы, которые, наоборот, занимались продажной любовью и все средства отчисляли храму, а взамен получали продукты от храмовой администрации. Были и такие жрицы, которые могли вступать в брак, но только в священный – раз в год в роли богини со жрецом или с царём в роли бога. Если от такого брака рождался ребёнок – он мог быть признан ребёнком богов и у него был совершенно особый статус.

Жрецы, как и представители других социальных слоёв, прежде всего были общинниками. У них была родня в городе и большие земельные участки на территории города. Далее следовали обычные земледельцы – те, кто называл себя детьми города или сыновьями города, что, по сути, соответствует статусу гражданина. На этих людях держалось государство. Они работали на своей земле и исполняли повинности, которые на них налагала центральная власть. Они должны были работать на храмовой земле бога; за определённую плату, конечно – но без возможности отказаться. Их привлекали к различным работам – например, к ирригационным; они обязательно участвовали в строительстве каналов. И за счёт этого большинства строилось государство. Одного статуса с ними были воины.

Воины в древнейших шумерских городах поначалу были ополченцами; а потом через несколько столетий с развитием института царской власти возникает более-менее регулярное войско.

В длительных военных походах участвовали молодые холостяки – чтобы семья не страдала, если они погибнут.

Постепенно стало формироваться офицерство. Мы знаем имена чинов среднего и высшего ранга – практически до генеральских. Армия в городах-государствах, во-первых, обороняла город от врага и наступала на соседние города в завоевательных походах. Когда войско выступало в завоевательный поход, оно преследовало экономические цели; в Месопотамии часто не хватало строительного леса и камня; тогда уходили захватывать всё это у соседних племён. А во-вторых – армия охраняла земледельцев, которые были согнаны на общественные работы, и следила, чтобы те никуда не разбежались. Соответственно, армейские чины здесь были надзирателями.

И, наконец, в самом низу социальной пирамиды располагались рабы.

Откуда они взялись?

В шумерском языке слово «раб» происходит от глагола «спускать», «опускать». Мы не знаем точно, почему раб – это спущенный. Игорь Михайлович Дьяконов, известный шумеролог и историк Древнего Востока, предполагает, что это «спущенные с гор» рабы-военнопленные, добытые во время походов на Иранское нагорье. Первые рабы – это военнопленные.

Также человек мог стать рабом-должником: когда он не выплачивал кредитору сумму и проценты, то кредитор мог взять его в рабство и заставить на себя работать. Но в те времена долговое рабство длилось не больше трёх лет; срок ограничивало государство. Человек, конечно, за три года вырабатывал и сумму долга, и проценты.

А военнопленные попадали в постоянное рабство. Таких рабов поселяли в домах господ, кормили со своего стола, и такие рабы выполняли, как правило, надомную работу. Такой раб принадлежал своему хозяину, а не царю и не общине, так что его не могло затребовать государство для общественных работ.

Такой вид рабства, когда раб живет в одном доме со своим господином и пользуется определёнными привилегиями (ему разрешается заводить семью, детей, брать у своего хозяина землю в аренду), – такое рабство называется патриархальным.

Шумерская культура, раннединастический период
Генеалогия шумеро-аккадского пантеона

Шумерский пантеон был устроен по образу и подобию государства. Он был собранием богов со своим председателем — это место занимал бог Ан, который считался старейшим. Важнейшими в собрании были места по правую и левую руку от председателя — их занимали Энлиль и Энки. В собрании находилось несколько сотен различных божеств: демиурги — создатели мира или частей мира, – хозяева городов, боги династий, семейно-родовые боги и, наконец, боги различных предметов. Из них наиболее значительное положение занимали боги крупных городов, которые одновременно являлись создателями мира. Прежде всего — это сам бог Ан, старейший из собрания богов, далее — Энлиль и Энки, затем — богиня Инанна, потом — Нанна и Уту. Очень важным было положение богов-воинов: у каждого города было своё божество, покровительствующее войне. В Лагаше это был Нингирсу, в Ниппуре — Нинурта, в Умме — бог Шара, в городе Кише — бог Забаба. Все они занимали очень важные позиции в собрании богов.

Далее шли божества, покровительствующие различным занятиям. Богиня письменности и школы — Нисаба, бог врачевания — Асаллухи, боги строительства — причём был отдельный бог кирпича Кулла и бог фундамента Мушдамму, покровитель пастухов и диких животных – Думузи. Другой покровитель дикой природы, Сумукан присматривал за хищниками, а Думузи — за травоядными. Каждый род занятий имел своё божество-покровителя. И эти божества составляли как бы второй ярус собрания богов.

Дальше шли совсем уж мелкие боги-слуги, младшие боги, боги-дети и внуки — которых было очень много, поскольку религия была политеистической, а языческое божество любит семейственность. И все эти божества были равноправны в общинном собрании. Никто из них не мог заявить о себе как о верховном боге — это принципиально важно.

Так что можно сказать вслед за Якобсеном: структура месопотамского пантеона действительно повторяет структуру тогдашнего шумерского общества, которая основана на принципе военной демократии. Да, у собрания есть старейшина — бог Ан, – у него есть заместители — Энлиль и Энки, – но ни один из них не может сказать о себе: я верховный бог, я распоряжаюсь всем. Если кто-то высказывает такую претензию, то остальные тут же осаживают его.

Точно такая же ситуация была в городских собраниях Шумера, где старейшины не позволяли молодым лидерам вырываться вперёд, показывать свои чрезмерные амбиции.

Шумерская культура, раннединастический период
Ур, штандарт войны и мира, Война

Надо сказать, что у собрания богов существовал очень важный принцип: правление по очереди. Каждый бог мог на протяжении года возглавлять собрание. В социальном смысле это означало, что один из шумерских городов объявлялся старшим, а все остальные — младшими. И младшие на протяжении года или иного срока должны были исполнять приказания старшего. Потом роли менялись.

Примерно то же самое происходит в современных крупных общественных объединениях — например, в совете Европы, где тоже меняются лидеры каждый год. Этот принцип военной демократии идёт со времён шумеров.

* – продолжение

Проф. Владимир Емельянов,
серия лекций
“Религии Древнего Ближнего Востока”.

Расшифровано и сведено
“Перелётным чердаком”,
публикуется впервые.

Понравилась статья?
Поделитесь ею, пожалуйста!
Хотите помочь нам в работе?
Будем признательны!

Читайте нас в телеграме