Цикл лекций о религиях древнего Ближнего Востока

Культурология

Осенью 2020 года “Чердаку” была предоставлена уникальная возможность расшифровать и опубликовать материал, который до сих пор был доступен либо в аудиозаписи, либо непосредственно студентам СПбГУ.
Представляем вам цикл авторских лекций шумеролога и востоковеда профессора Владимира Владимировича Емельянова. Лекции были записаны на видео в Русской Христианской Гуманитарной Академии в 2005 году.

О древнем Ближнем Востоке: античные и современные источники, три этапа формирования религии

Лекция 1.
Введение в предмет.

Прежде чем говорить о религиях древнего Ближнего Востока, следует прояснить, что это такое – древний Ближний Восток.
За двести лет изучения этого предмета само понятие существенно менялось. Первоначально, в восемнадцатом веке, под этим понимался прежде всего библейский Древний Восток. Представление о странах Древнего Востока человечество черпало из трёх основных источников.
Во-первых – это книги Ветхого и Нового Завета, в особенности – книга Бытия, где есть таблица народов, происходящих от сыновей Ноя. В этих же книгах рассказывалось о Вавилоне, Ассирии, Персии, Хеттском царстве, упоминались арамейские племена – и это был самый главный источник знаний христианского человечества о народах Древнего Востока.
Вторым источником были сообщения античных авторов, путешествовавших по Востоку. Первым таким автором был Геродот. А после него наиболее значительные фигуры – Диодор Сицилийский и Страбон.

Третий важный источник знаний – это сообщения средневековых сирийских, арабских и персидских авторов о предыстории мусульманского мира. Хорошо известно, что арабы-мусульмане в VII веке нашей эры захватили множество государств, существовавших с древности. Были захвачены Месопотамия, Сирия, Иран, Египет – и арабские, а впоследствии и персидские историки в своих сочинениях обязательно касались вопроса о доисламском прошлом этих земель.
Такими были три основных источника, и так продолжалось до конца восемнадцатого века.
В 1798 году состоялся Египетский поход Наполеона, которому современное человечество обязано
возникновением классической науки о Древнем Востоке. В этот поход вместе с офицерами, солдатами, инженерами пошли и учёные, и художники. На ходу исследовались египетские древности, делались эстампажи, прорисовки с надписей с египетских статуй и гробниц – и результатом стало многотомное издание Французской академии “Описание Египта”.
Это издание касалось всех вопросов египетской истории, за исключением одного – письменности.
Дешифровка иероглифов до начала девятнадцатого века не поддавалась никому.
Расшифровать древнеегипетские иероглифы неоднократно пытались и древние греки, и средневековые немецкие богословы, и английские учёные. А удалось это только французу, которого звали Жан-Франсуа Шампольон.
Старший брат Шампольона мечтал участвовать в египетском походе Наполеона. Он собрал множество сведений об этой стране. Его знакомые, участвовавшие в походе, хранили у себя дома различные египетские ценности, в том числе обломки плит с иероглифами. И мальчик Жан-Франсуа слышал множество рассказов о том, что эти иероглифы никто не может прочитать.
Старшие говорили, что каждый знак обозначает слово, целое понятие. Поэтому их нельзя прочитать – можно только воспринимать и созерцать, и таким образом открывать бездну потаённого смысла, заключённого в иероглифах.
И Шампольон очень интересовался этим чудом, ходил вокруг надписей и однажды сказал: «Когда я вырасту – я это прочитаю».

Эту фразу все запомнили.

Когда он это сказал, ему было около десяти лет.
Шампольон начал интенсивную работу по подготовке себя к дешифровке иероглифов. К тринадцати он освоил греческий, латынь, древнееврейский и сирийский языки. Затем он взялся за арабский, а к семнадцати годам одолел коптскую грамматику – язык египетских христиан.
И тогда же, в семнадцать лет, Шампольон составляет точнейший для своего времени справочник “Египет в эпоху фараонов”. Ориентируясь на греческие, арабские и еврейские источники, он пытается воссоздать последовательность правления фараонов.
За эту работу Шампольон удостаивается звания члена Французской академии Дофине. Ему на тот момент всё ещё семнадцать.

Цикл лекций о религиях древнего Ближнего Востока
Жан-Франсуа Шампольон, портрет работы Леона Конье

В возрасте двадцати лет он совершает настоящее открытие, которое никто бы тогда за открытие не признал: он выдвигает гипотезу о том, что египетский язык прошёл в своём развитии несколько стадий, и современный коптский язык – не что иное, как позднейшая стадия развития древнеегипетского. А значит, слова, записанные иероглифами, должны быть очень похожи по звучанию и грамматике на слова коптского языка. 

Далее происходит нечто необычайное: во время приезда Наполеона в Гренобль мэр города представляет ему братьев Шампольонов, причем называет их Шамполеонами, явно желая польстить Бонапарту. Наполеон говорит по поводу старшего брата Жака: “Какая удача, он носит половину моей фамилии!”. Затем он знакомится с младшим братом Жаном-Франсуа. Император и учёный уединяются. Шампольон рассказывает Наполеону о том, что он хочет дешифровать древнеегипетские иероглифы, а Бонапарт говорит: “Если ты прочтёшь эти тексты – я переучу египетский народ с арабского языка на древнеегипетский. Я хочу, чтобы все египтяне говорили на своём древнем языке”.

Вот такую задачу Наполеон ставит – и на какое-то время становится значительной силой, даже и финансовой опорой для штудий и занятий Жана Франсуа Шампольона. 

А потом происходит Ватерлоо.

Наполеон терпит поражение. Все, кто ему сочувствовал, попадают в опалу. Семья Шампольонов удаляется в деревню, не рискуя оставаться в Париже. Туда же переезжает и грандиозная к тому моменту картотека Жана-Франсуа. И в течение семи лет, используя все опубликованные к тому времени египетские надписи, Шампольон пытается извлечь здравый смысл из иероглифов.

Наконец, осенью 1822 года ему это удается. Шампольон с самого начала пошел правильным путём, предположив, что знаки египетского письма могут обозначать как понятия, так и отдельные слоги и даже буквы. И он находит очень удачный для себя пример – стелу, на которой тремя различными видами письма записано одно и то же сообщение. Первое письмо это иероглифика, второе – это так называемая демотика, демотическое или народное письмо, а третье – хорошо знакомое Шампольону греческое письмо.

(Речь идет о знаменитом Розеттском камне – прим. редакции)

Шампольон знает, что, по сообщениям греческих историков, царские имена в египетских текстах обводятся специальным овалом – картушем. Он находит картуши в египетской части текста, он находит царские имена в греческой части текста, и, сопоставив, получает первые десять букв. И читает имена Птолемея и Клеопатры, записанные этими буквами. Именно эта дешифровка положила начало египтологии как науке. Эта наука ведёт своё летоисчисление с 1822 года. 

Цикл лекций о религиях древнего Ближнего Востока
Розеттский камень, восстановленное изображение

Если египтология оказалась делом одного человека, который блестяще расшифровал иероглифы, то другой вид древнего письма – клинопись, – потребовал участия нескольких поколений специалистов.

Если египтология оказалась делом одного человека, который блестяще расшифровал иероглифы, то другой вид древнего письма – клинопись, – потребовал участия нескольких поколений специалистов.

У клинописи огромное количество разновидностей.

Бывает клинопись, в которой каждый знак обозначает одно понятие. Бывает клинопись, в которой каждый знак обозначает до пяти понятий и до пятнадцати слогов. Бывает клинопись только слоговая, и бывает клинопись буквенная.

Естественно, расшифровать все эти виды клинописи сразу – невозможно. Должно было произойти некое событие, которое послужило бы толчком для дешифровки. И, в отличие от Шампольона, пожертвовавшего собой ради науки и вооружённого всеми знаниями своего времени, – клинопись расшифровал человек, который вовсе не думал этого делать.

Был такой геттингенский учитель греческого и латыни – Георг Фридрих Гротефенд. Он очень любил в свободное от работы время разгадывать шарады и различные трудные загадки – причём делал это всегда на пари. Однажды в немецком журнале была опубликована древнеперсидская надпись, сделанная клинописью – и Гротефенд заключил со своими друзьями пари, что он её расшифрует.

Цикл лекций о религиях древнего Ближнего Востока
Георг Фридрих Гротефенд

После Гротефенд поступил примерно так же, как и Шампольон: блестяще зная греческий язык, он читал – и неоднократно, – греческие надписи персидского времени, знал хорошо, где в древнеперсидских текстах располагаются царские имена, и, подставляя букву за буквой, нашёл значение одиннадцати клинописных знаков. Он сделал доклад по поводу своей дешифровки. Этот доклад был опубликован в Геттингенском научном журнале – после чего все о нём благополучно забыли. 

Цикл лекций о религиях древнего Ближнего Востока
Прорисовка Бехистунского рельефа, изображающего триумф Дария над магом Гауматой (Лжебардией) и мятежными «царями». Из подобного рельефа было выведено слово «царь» во множестве вариантов, что и положило начало дешифровке.

Произошло это в 1802 году – за двадцать лет до дешифровки Шампольона.

К докладу скромного геттингенского учителя вернулись через тридцать лет – после того, как известные европейские лингвисты, такие, как Бюрнуф, установили, что древнеперсидский язык относится к индоевропейским и расшифровали ещё с десяток клинописных знаков.

В конце 1840 годов начинаются массовые раскопки: на территории северной Месопотамии открывают царские дворцы в городах Ашшур и Ниневия. Результатом этих раскопок становятся десятки тысяч глиняных табличек.

И в том числе – глиняные словари.

Глиняные словари устроены таким образом, что в левой части словаря даётся некая идеограмма – то есть иероглифическое изображение, – дальше идёт слово на одном языке, написанное слогами, и слово на другом языке, тоже написанное слогами.

Что же это был за второй язык, на котором были записаны эти тексты?

Первый расшифровали довольно просто: это оказался ассиро-вавилонский язык, который впоследствии назвали аккадским. Он относится к числу семитских языков, и его довольно быстро стали хорошо понимать, потому что он родственник древнееврейского и арабского. А вот второй язык никак не могли понять – и возникло представление о том, что никакого второго языка не было, а в правой части словаря давалась запись неким тайным письмом, которое использовали вавилонские жрецы.

Немецкий семитолог Галеви предположил, что этот таинственный второй язык не что иное, как вавилонская криптография – однако эта гипотеза была подвергнута сомнению.

Нашёлся ещё один выдающийся ум – Жюль Опперт, – который сделал очень интересное предположение. Он прочитал в одном тексте, что север Месопотамии назывался Аккад. Люди, которые говорят на аккадском языке – это выходцы с севера. А юг Месопотамии назывался Шумер. Язык жителей юга в аккадских текстах назывался “Язык Шумера”. Поэтому Опперт предположил, что второй язык, на котором записано множество текстов и словарей, нужно называть шумерским, а жителей юга – шумерами.

Гипотеза эта была выдвинута в 1869 году и положила начало науке шумерологии.

Если же говорить об ассириологии в целом, то начало ассириологии – науке о клинописных культурах и языках, – было положено в пятидесятых годах девятнадцатого века, когда был устроено что-то вроде соревнования между четырьмя крупнейшими дешифровщиками клинописи – Раулинсоном, Тэлботом, Хинксом и Оппертом. Английское королевское азиатское общество послало в четырех запечатанных конвертах один и тот же клинописный текст в четыре разных страны: Англию, Ирландию, Францию и Персию. И эти четыре специалиста должны были представить свой вариант дешифровки – также в запечатанных конвертах. Если бы их дешифровки совпали хотя бы на 40%, это означало бы, что метод чтения клинописи – правильный. Если бы не совпали – это означало бы, что надо искать дальше.

Так вот, всё сложилось благополучным образом, и все четыре дешифровки совпали примерно на 40% – и таким образом 25 мая 1857 года родилась наука ассириология. Именно ассириология стала основным источником наших современных знаний о Древнем Ближнем Востоке. В том числе – о религиях древнего Ближнего Востока.

Успехи ассириологии позволили исследовать источники самых разных типов, записанные с конца четвёртого тысячелетия до нашей эры по начало нашей эры. Последний клинописный документ был составлен в 73 году нашей эры – так что, можете себе представить, клинописью человечество пользовалось четыре тысячи лет. И мы, опираясь на успехи лингвистики, палеографии, источниковедения, можем составить себе достаточно точные представления о развитии культуры древнего Ближнего Востока.

Ассириология является комплексной дисциплиной. Она изучает языки, историю и культуру всех древнейших народов Ближнего Востока, которые писали клинописью.

Изобретателями клинописи были шумеры. Существует наука шумерология.

Наследниками шумеров стали вавилоняне и ассирийцы – существует наука аккадистика, от имени языка.

Клинопись распространилась в Малой Азии, где была заимствована хеттами и хурритами – поэтому есть науки хеттология и хурритология.

Клинопись попала на Иранское нагорье, где была заимствована эламитами, жителями Элама, а впоследствии с появлением Персидской монархии – персы стали пользоваться этой письменностью. Стало быть, изучение клинописи – одно из ответвлений иранистики.

Клинописью также пользовались на Кавказе в государстве Урарту, и поэтому есть наука урартология.

Клинописью пользовались и города Сирии – Эбла и Угарит, – поэтому есть эблаистика и угаритология.

Совокупность знаний всех этих наук составляет единую комплексную науку ассириологию. А ассириология вместе с египтологией является основным источником наших знаний о народах Древнего Востока.

И теперь, когда вы понимаете, из каких источников добыто это знание, мы переходим к тому, что такое Древний Восток в понимании современной науки.

Цикл лекций о религиях древнего Ближнего Востока
Вавилонское царство от Хаммурапи до Навуходоносора II

Для современной науки Древний Восток – это не просто совокупность знаний о городах и цивилизациях древнего Ближнего Востока. Это прежде всего определённая стадия исторического развития человечества. Древний Восток – это эпоха первых цивилизаций, бывших наследниками первобытных народов. У Древнего Востока есть основные черты, присущие только этой стадии развития.

Первая черта – это, разумеется, город.

На Древнем Востоке впервые появляются города. Город с социальной точки зрения представляет собой территориальную общину, то есть такую общность, на территории которой селятся 15-20 родовых общин. Если представители больших племён являются близкими или дальними родственниками друг другу, то жители города могут вообще не быть роднёй. Они живут в городе не на принципе родовой, а на принципе трудовой солидарности. Представители всех общин, племён, народов города сообща работают на одной земле. И их задача – получить от этой земли максимальный урожай, чтобы выжить и прокормиться самим и увеличить количество детей и имущества.

Путь человечества в эпоху Древнего Востока – экстенсивное развитие: увеличение количества детей и скота, имущества и земли. Это количественный подход к жизни.

Надо сказать, что город имеет не только социальную, но и экономическую функцию.

Город – это место, в котором, во-первых, хранятся запасы, и их нужно охранять.

Во-вторых, город – это место, в котором проводятся активные торговля и обмен продуктов на необходимые горожанам изделия.

В-третьих, город – это место, где люди организованы по принципу социальной иерархии, где есть начальство и есть подчинённые.

И в-четвёртых, город – это место, в котором существует главный храм и культ главного городского бога. К религиозной стороне дела мы ещё вернёмся, пока же я обращаю ваше внимание на соответствующие функции города.

Итак, город – это первая черта культуры Древнего Востока.

Цикл лекций о религиях древнего Ближнего Востока
Вот так мог выглядеть Вавилон во время правления Навуходоносора II – в шестом веке до нашей эры

Вторая – это, конечно, письменность.

Первобытность не знает письма. Письменность появляется в конце четвёртого тысячелетия до нашей эры в нескольких регионах одновременно: в Египте, в Шумере (на юге Месопотамии), на Иранском нагорье в государстве Элам и в доарийской Индии, в государстве Хараппа. Письменность всюду возникает в храмах, и всюду, кроме Египта, она используется для учёта храмового имущества и рационов. В Египте же самыми первыми были записаны имена царей. Письменность абсолютно везде первоначально возникает как пиктография – рисуночное письмо. В таком послании каждый знак означает понятие, поэтому читать такое письмо нельзя – можно только догадываться о смысле, который оно несёт.

Читать любое сообщение можно тогда, когда в нём выделены грамматические формы.

Два столетия месопотамская письменность существует как пиктография – приблизительно с XXX по XXVIII века до нашей эры. А уже в двадцать восьмом веке появляются знаки, которые можно назвать фонетическими. Знак может не только пониматься, но и читаться как звук или слог. В Египте письмо появляется даже раньше, пиктография там может датироваться XXXII веком до н.э.

Когда появляются фонетические знаки – письменность становится словесно-слоговой, её можно читать по отдельным слогам. И на этой стадии письменность пребывает с двадцать восьмого аж по тринадцатый век до нашей эры. И двумя крупнейшими разновидностями словесно-слогового письма были шумерская клинопись и египетская иероглифика. Забегая вперёд, хочу сказать, что в конце тринадцатого – начале двенадцатого века до нашей эры начинается распространение по территории Восточного Средиземноморья возникшего на Синайском полуострове алфавитного письма – то есть, буквенного письма. И дальше алфавит становится известен всему цивилизованному миру.

Практически все народы, которые используют алфавит, являются учениками финикийцев – в том числе и мы, использующие кириллицу; но об этом мы ещё поговорим.

Письменность – вторая важная черта культуры Древнего Востока.

Третья важнейшая черта – это школа и система школьного образования. Школа появляется потому, что появляется письменность и можно помимо воспитания человека, то есть кормления-взращивания-натаскивания, – заниматься и его образованием. Если вы задумаетесь над смыслом этого слова – образование, – то вы поймёте, что это воспитание по какому-то образу, придавание человеку какого-то соответствия идеалу.

Откуда берётся этот идеал?

Из традиций.

А традиция фиксируется на письме.

Поэтому всё самое лучшее, ценное и значимое для людей отныне переносится на письмо. Возникает то, что можно уже с полным правом назвать духовной культурой – потому что наличие письменности и школьного образования позволяет транслировать культуру на сопредельные территории, охватывать ею других, делать их своими учениками и так формировать культурный круг. И все народы, которые стали использовать клинопись, у которых проявились школы на Ближнем Востоке – все они ученики шумеров и вавилонян, все люди одного культурного круга. Будь этот человек из Месопотамии, Сирии, Закавказья или с Иранского нагорья – он ученик шумеров и человек клинописной культуры.

Школьное образование – это та могучая сила, которая способна перенести культуру из одного региона в другой и объединить соседние культуры в один круг и процесс.

Ещё одна важная особенность культуры Древнего Востока – религиозная. Именно на Древнем Востоке появляется представление о божестве.

У первобытных народов мы знаем понятия – дух, демон. Это представление распространяется и на умерших предков, и на явления природы, и на какие-то таинственные непонятные небесные явления – метеориты, кометы и так далее. Но представлений о божестве мы в первобытное время не видим и не увидим. Чтобы оно сформировалось, нужно, чтобы возникло такое понятие, как храм.

А что такое храм?

До конца шестого тысячелетия до нашей эры у всех первобытных народов есть святилища – плоские, прямоугольные в плане. Там находится статуя божества или множество статуэток различных божеств, туда приносятся жертвы. Очень часто эти святилища – переносные, шатрового типа; их перемещают с одного кочевья на другое.

В конце шестого тысячелетия человечество начинает жить оседло, появляются города. И вот тогда у духа, который властвует над данной местностью, появляется своё постоянное жилище.

То есть храм.

Чем он отличается от святилища?

Он прежде всего ориентирован вертикально. Не плоский, не прямоугольный. Это либо ступенчатое сооружение типа башни, либо пирамида – но храм всегда вытянут вверх.

Во-вторых, храм – это жилище семьи хозяина местности. В храме живёт бог, его жена, его дети и его слуги – это полноценный дом. Когда у людей появляются  в городах свои дома, постоянные жилища, из которых они никуда не уходят, тогда и у бога тоже появляется постоянный дом, где он живёт со всей своей челядью и семьёй. Это чрезвычайно важная особенность.

В-третьих, храм – раз уж он вертикально вытянут, – это смотровая площадка. Очень многие храмы имеют наверху такие площадки, которые служат обсерваториями, местом наблюдения за небесными телами.

И, наконец, в-четвёртых, храм – это место обеспечения заупокойных жертв, это место, в котором осуществляется связь между людьми и богами, между людьми и умершими предками. Это абсолютное новшество.

Храм – будь то египетская пирамида или храм-башня, по-вавилонски зиккурат, – это закрытое место. Заходить в него запрещено. Все жертвоприношения приносятся во дворике рядом. В само помещение, где стоит статуя божества, входят только жрецы. И вокруг храма тоже есть запретная территория – на ней нельзя проливать кровь, нельзя громко говорить, нельзя враждовать и вести распри; она так же священна, как и сам храм.

Цикл лекций о религиях древнего Ближнего Востока
Частично отреставрированные руины зиккурата в Уре

В храме живёт хозяин местности – он теперь называется словом “бог”, “божество”.

Что такое бог?

В терминах социальной истории это существо, которое покровительствует территориальной общине.

Что называется, почувствуйте разницу.

Все духи и демоны так или иначе связаны с родом, с идеей рода. Когда возникает город и территориальная община – идея рода перестаёт быть актуальной. Люди начинают себя ассоциировать не со своими предками, а с местом своего проживания. И вот бог – это та самая сила, которая их объединяет. Бог – это объединитель и организатор территориальной общины. Всюду, где возникает город и оседлая жизнь, возникает представление о боге.

Но в языках разных народов само понятие «бог» имеет абсолютно разную этимологию.

Индоевропейское слово «бог» образовано от глагола со значением «наделять, делить». Бог – это тот, кто оделяет людей скотом и урожаем. А впоследствии бог – это тот, кто наделяет людей судьбой.

Если мы возьмём семитское слово «илу», то увидим, что поначалу так обозначали предка. А впоследствии «илу» означает «сильный, могучий, могущественный»; это уже сверхъестественное существо, которое есть бог.

Если мы возьмём шумерскую клинопись, то увидим, что слово «бог» пишется знаком «небо», «звезда». То есть бог – максимально удалённая от Земли сущность, которая где-то сияет и связана с небом.

Каждый народ понимает бога по-своему, но общий смысл от этого не меняется: это руководитель и организатор действий территориальной общины. Где нет города и городской жизни – там нет и развитого представления о боге.

Что же, собственно, представляет собой религия древнего Ближнего Востока как этап в развитии общечеловеческой религии?

Прежде всего религия Древнего Востока – естественная. Это вера в силу природного мира, явлений природы.

Что это за вера?

Это вера в то, что в основе мира лежит первоначальное разделение всего на силы и явления. За каждым явлением стоит своя сила, которая этим явлением управляет. Но как сила не возможна без явления, так и явление невозможно без силы. Пояснить это можно на самых простых примерах: нет ветра – есть дуновение, за которым стоит бог дуновения. Не существует света звезды – есть сияние, за которым стоит божество данной звезды. Ни сияния, ни дуновения, ни дождя – ничего не может быть как такового, потому что всем управляет незримая, но присутствующая в нём сила. На этом принципе держится вся естественная религия.

Ещё одно свойство естественной религии – астролатрия, вера в могущество небесных тел.

Почему храмы вытянуты вверх? Потому что люди, живущие в городах и занимающиеся земледелием, постоянно обращают свой взор к небу и видят, что небо руководит всей их деятельностью. Небо – та самая сила, которая управляет пахотными и посевными работами, сбором урожая. Это буквально так: когда на небе восходит одно созвездие – пора пахать, а когда другое – пора сеять. Небо – тот идеальный закон, по которому осуществляется земная жизнь. Вследствие таких представлений каждое божество имеет не только свой земной дом – храм, – но и свой небесный дом – то есть, оно руководит в представлениях людей какой-нибудь звездой или планетой.

Поэтому от неба ждут милостей. Поэтому небо и небесных богов призывают в свидетели. И впоследствии на основе астролатрии как религиозного мироощущения формируется астрология как мировоззрение и искусство. Но это искусство всегда претендует на роль науки. Это отдельная история; и тем не менее очень важно понять, что астрологические представления коренятся в глубинах этого древнейшего мироощущения земледельцев- горожан, которое формировалось в начале третьего тысячелетия до нашей эры.

И ещё одна черта древней религии Ближнего Востока – это, безусловно, политеизм, то, что ещё называется язычеством. Это вера во множество богов, то есть во множество сил, управляющих всеми явлениями природы и судьбами людей. Как говорил Фалес: «Всё полно богов». Но он имел в виду, что всюду в пространстве есть боги, духи: дух стола, дух стула, домашнего очага и чего угодно еще.

На Древнем Востоке люди думали хитрее: они полагали, что не только каждый объект пространства, но и каждый момент времени имеет своего бога. Каждый день принадлежит богу, каждый месяц принадлежит богу, даже каждый момент времени в сутках соотносится с каким-либо богом. Всё полно богов и в пространственном, и во временном смысле.

И вот эта политеистическая ситуация и была наиболее сложна для древнего человека. Потому что, когда просишь одного бога – есть надежда, что он тебя услышит. А когда ты не понимаешь, кто из богов тебя услышит, услышит ли вообще и к кому обращаться, поскольку каждый требует своего – каждое божество требует своей жертвы, – то человек поневоле исполняется пессимизма: «Чего от меня хотят эти боги, что им нужно?» И постепенно отказывается от политеизма, с течением времени приходя к выводу, что все эти полчища духов должны подчиняться какому-то одному существу, которое ими руководит и является верховным богом.

Религия Древнего Востока проходит в своей истории три основных этапа.

Первый: классический политеизм –  это период примерно с тридцатого по шестнадцатый века до нашей эры.

Второй можно условно назвать квазимонотеизм – как бы монотеизм. Речь здесь идёт о том, что из множества богов выдвигается один наиболее авторитетный, которого провозглашают верховным, и все остальные духи передают ему свои полномочия. Такая стадия возникает в районе шестнадцатого-четырнадцатого веков и продолжается в целом до десятого века до нашей эры.

А, начиная с десятого века, начинается третья стадия: монотеизм.

Монотеизм – это логический ход, буквально на один шаг вперёд от квазимонотеизма. Это ситуация, когда верховный бог признаётся единственным, а существование остальных богов отрицается. Под эгидой монотеизма человечество начинает жить в древней Иудее, и монотеизм постепенно превращается в мировые религии – христианство и ислам.

Таково в общем плане развитие древневосточных религий. Но мы всегда должны помнить, что древневосточная религия – это часть культуры Древнего Востока. Поскольку сама культура эволюционирует – в ней тоже можно выделить основные этапы развития.

* продолжение следует

Проф. Владимир Емельянов,
первая из серии лекций
“Религии Древнего Ближнего Востока”.

Расшифровано и сведено
“Перелётным чердаком”,
публикуется впервые.

Хотите помочь нам в работе?
Будем признательны!

Читайте нас в телеграме