Прогулка на Джанавару

Ходи-смотри

На гугл-картах района Аспарухово есть холм Джанавара (Джанавар-тепе).
Под холмом есть остановка автобуса и троллейбуса, которая называется “Джанавара”.
От остановки вверх уходит улица Монастирска.
На холме Джанавара стоит геометка “раннохристиянска церква”.
Двадцать четвёртого января 2018 года в удивительно холодный день мы ходили её разведывать.

Что нам рассказывают буквально все городские путеводители об этом месте:

  • раннехристианская базилика,
  • уникальна и как строение, и как храм;
  • находится в центре целого комплекса зданий;
  • впервые исследована в 1915 году братьями Шкорпил, копавшими Змеиную могилу, а нашедшими церковь;
  • с восточными напольными мозаиками и могилой неизвестного старца в крипте храма, а рядом с ним – ковчег с мощами неизвестного святого;
  • раскопки были прекращены практически сразу, как и начаты;
  • Херман Шкорпил, умерший в 1923 году, похоронен рядом с базиликой;
  • в 1993 году это место снова начали изучать – и обнаружили вокруг базилики жилые помещения;
  • археологи поняли, что братья Шкорпилы нашли не храм, а целый монастырь;
  • уникальные мозаики до сих пор находятся на месте, сохранённые под землёй и специальными археологическими предохранительными материалами; целого их описания нет нигде;
  • ковчег, найденный в крипте храма – точнее, три вложенных друг в друга ковчега, золотой в серебряном в мраморном, – выставлены в Археологическом музее.

Окей, а что мы узнаём, когда это читаем?

Например, то, что христианство на эту землю пришло примерно в первом веке нашей эры – ещё до того, как Фракия стала Болгарией. Буквально пришло, ногами апостола Андрея и Амвлия (Амплия), одного из учеников апостола Павла, который – и это зафиксировано в Константинопольских хрониках, – жил и проповедовал в Одессосе.

То, что мы об истории христианства точно знаем: с первого по четвертый век нашей эры (до Первого Вселенского христианского собора в 325 году) христианство было неразрешённой религией (то есть и апостол Андрей, и Амвий, ученик апостола Павла, проповедовали здесь не то чтобы легитимно и не то чтобы римские власти были этому рады), а с 7 века – довольно жёстко ограниченным рядом церковных догматов.
Между этими веками, с четвертого по седьмой, христианство развивалось свободно не только как религия, распространяющая веру в личное спасение, но и как теология – наука Богопознания. Христиане, которым стало можно разговаривать о Божественном, рассуждали и спорили о том, во что именно они верят.
Именно к этому периоду относятся церкви Одессоса и монастырь на Джанаваре.

Чем вообще нам сейчас могут быть интересны теологические исследования четвёртого тире седьмого веков?
Прежде всего – тем, как люди обмысливают парадоксы.

Приняв как вводные данные то, что Иисус был одновременно смертным человеком и бессмертным Богом, – мы принимаем и то, что это означает: две природы – бессмертную небесную и плотскую земную, – две воли – собственную Божественную и собственную человеческую, – и два образа действия – в частности, как человек Иисус умирает в муках, чтобы как Божество привести человечество к бессмертию души.
Раннее христианство пыталось понять, как сочетались все эти парадоксы в единстве неотменяемо существующего любимого божества.

Идеи были самые различные. Земная женщина не могла родить божество – соответственно, Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей; у божества не может и не должно быть человеческих страданий, сомнений и желаний – соответственно, Иисус – только Бог и больше никак; две природы, две воли и две души Христа разнонаправлены – и что же с этим делать, как понять единство?

А теперь добавляем сюда политику: христианство захватывало мир, как до того его захватывала греческая культура; оно становилось мощным инструментом влияния на людей (глава церкви сказал – паства исполнила); Константинополь стал крупным христианским культурно-религиозным центром, новым Римом – соответственно, взгляды Константинопольской патриархии определяли жизнь всех территорий, в духовном и политическом смысле подвластных Византии.
То есть важно было, кто во что верит. От этого зависела не только будущая жизнь после смерти, но и вся, что непосредственно до неё.

А Джанавара-то тут при чём?

По найденной мною информации, монастырь на Джанавар-тепе был монофизитским.

Так называлось одно из христианских гностических учений. Оно говорило о природе Христа как единственно Божественной и о том, что Его человеческая природа растворилась в Божественной как капля мёда в океане. Авторство доктрины монофизитов приписывается константинопольскому архимандриту Евтихию (около 378—454). Он был осуждён за константинопольским собором в 448 году, а его учение признано ересью абсолютно всеми христианскими течениями.

Так что первая идея, которая пришла мне в голову при мысли “а как на Джанаваре вообще появился монофизитский монастырь” – здесь еретики скрывались от карающей длани Константинополя.

Теперь смотрим на даты.

Город Одессос был разрушен славянами в конце шестого века нашей эры – около 586 года. И до середины седьмого века тут никто не жил. А в конце седьмого века – пришёл хан Аспарух и заложил город, и назвал его Варна, и началась Болгария, которая примет крещение как единое государство ещё только через два века.
Все раннехристианские базилики и монастыри Одессоса существовали до конца шестого века. Анафему монофизитам объявили раньше. То есть логически – они да, могли здесь скрываться.

Этому предположению противоречат два факта: размеры построек и находки при раскопках.

Гигантский монастырь с огромным количеством помещений больше похож не на убежище еретиков, а на вполне легитимное поселение единоверцев. Через реку от известного центра распространения христианства – города Одессоса. В те времена, когда монофизитство уже было объявлено ересью, ему покровительствовала супруга императора Юстиниана. Именно ей была обязана жизнью сирийская христианская община, перебравшаяся в Одессос – это предположение вполне подтверждается фактами.

А теперь – на местность.

При ремонте и перестройке города Варны найдено семь раннехристианских базилик Одессоса римских времён. Одна из них – огромная, епископская, с мозаиками редчайшей красоты – стоит музеем под открытым небом на пересечении улиц “Хан Крум” и “князь Александр Баттенберг”.

Прогулка на Джанавару

Остальные – найдены, зарисованы, описаны, отфотографированы – и надёжно сохранены под асфальтом для будущих поколений градоисследователей. Словом, Джанавара – исторический объект, интересный и для истории города, и для истории религии.

В чём его уникальность – я пересказываю со слов своего друга художника и искусствоведа Александра Шуйского; если что неправильно поняла или запомнила – прошу меня простить.

Здание церкви – неповторимо. Однонефная базилика с портиком с колоннами – и апсидой, застроенной другими помещениями, в частности, фланкирующими башнями. То есть в плане храм получается четырёхугольным, с ровной восточной стеной без привычной алтарной части.

Ближайшие храмы такого типа – в Палестине и Сирии. Второго такого здания в Болгарии и на Балканах просто нет. Мы знаем о том, что в пятом-шестом веке нашей эры в Одессосе было много переселенцев из Малой Азии и Сирии; но вот и очередное свидетельство этого процесса: переселенцы не просто были – а были востребованы и интегрированы в общую культуру: в одиночку храм не построишь и мозаиками его не выложишь. Из-за особенностей строения историки предполагали, что базилика была церковью сирийской общины, а монастырь – центром её поселения.

За алтарём и апсидой сохранился ряд помещений, не похожих ни на что, неизвестного назначения и внешнего вида, понятно только, что раз они соседствовали с алтарной частью, то предназначались либо для сокровищ веры, либо для особенно важных действий..

Зачем они были выстроены? Можно предположить – в расчёте на огромное количество паломников, идущих поклониться святыням. На это же намекает притвор, состоящий из трёх больших помещений, одним из которых был баптистерий с бассейном для крещения. В притвор могли заходить иноверцы и стремящиеся принять крещение – а в центральную часть храма доступ таковым был воспрещён. То есть перед базиликой было огромное пространство явно миссионерского предназначения.

Справа от алтаря – две круглые башни с узкими лестницами, ведущие на несохранившийся второй этаж – зачем они были? Охранные башни в центре огромного монастыря? Наблюдательные пункты? Смотровые площадки?

Прогулка на Джанавару
Примерно так могла выглядеть эта базилика

Связи у монастыря с городом явно были налажены – на это указывают кирпичи в кладке стен: где-то их нужно было обжигать или покупать готовыми. К тому же, в 2017 году археологи обнаружили часть купели, помеченную именем донатора – важного византийского чиновника Карела (многие штуки в городе помечены его именем, поэтому археологи знают примерно всю его карьеру; другого византийского чиновника Карела в городе Одессосе не было). Это даже не косвенное, а прямое подтверждение легитимности постройки.

Что здесь строили – просветительский монастырь для сирийских переселенцев и людей из Малой Азии? Паломнический центр христианской культуры? Образовательную базу? Скрипторий пока не найден – но, чем глубже в холм уходят археологи, тем насыщенней оказывается история этого места.

Центральная часть храма вымощена мрамором, а в небольших помещениях сохранились потрясающей красоты мозаики с растительным и геометрическим орнаментом – археологи считают их уникальными для Болгарии.

Прогулка на Джанавару

Мы начали прогулку с ответов – а заканчиваем вопросами.

Кто были люди, построившие крепость-монастырь на Змеином холме, где издревле было фракийское святилище?
Кем был старец, похороненный в подземной гробнице под алтарём базилики?
Почему храмообразующую святыню монастыря оставили рядом с похороненным старцем – почему её не забрали?
Когда и куда ушли жители монастыря и сколько их было?

Я могу представить себе картину: полчища аваров и славян движутся к Одессосу. Город призывает всех, кто может держать оружие в руках, на защиту городских стен. В монастыре умирает настоятель; последние монахи хоронят его. Главное сокровище храма – мощи не известного нам святого, – оставляют внутри базилики, надеясь вернуться. И спускаются с холма, чтобы пасть, защищая Одессос…

Ссылки:
Лекции по истории церкви
Лекции по истории древней церкви

На болгарском:
Одессос
Епископска базилика на Одесос
Раннохристиянска базилика Джанавара
Шкорпилова базилика в Аспарухово
Църквата в месността Джанавара
Ценни мозайки от раннохристиянска църква в местността “Джанавара” край Варна, автор статьи Александър Минчев, внутри – фото и описания тех самых мозаик. И золотой ковчег с драгоценными камнями!
Видео:
Удивительные находки при исследовании летом 2017 года
И потрясающий фильм о Джанаваре с рассказом археологов Александра Минчева и Василя Тенекеджиева – с планами, картами и тридэ-визуализацией.