Варна и вокруг

На этой неделе мы рассказываем о самостоятельных путешествиях по Болгарии – на машине по стране, на поезде до соседней достопримечательности, на автобусе до незнакомого города.

Как арендовать автомобиль, где останавливаться переночевать, на какой высоте находится самый высокий перевал какой горы – об этом и о многом другом подробно пишет для нас Александр Коган.

Поездка в Стара Планина, октябрь 2015

Маршрут: Варна — Велико-Тырново— Ловеч (по дороге Крушунские водопады и Деветашкова пещера) — Чифлик (по дороге — Траянский монастырь) — Казанлык — Варна

Для поездки нам нужен был автомобиль с автоматической коробкой передач и с небольшим пробегом. До этого мы брали машину в фирме Top Rent A Car, но в этот раз у них не было того, что надо. Я поехал в аэропорт, где находятся офисы нескольких прокатных фирм, и нашел нужный вариант у компании Choice Rent A Car – Citroen C3 2014 года. С полной страховкой прокат стоил 20 евро в день. Мы планировали сделать этот маршрут за 4 дня.

На автомобиле по балканским горам

Первый день. Варна — Велико-Тырново.

Утром выехали из Варны по направлению на Шумен. Примерно 100 км — отличная дорога, часть строящейся автомагистрали Хемус. После поворота на Търговище качество похуже, но ехать можно. Проехав 225 км с одной остановкой, через 4 часа мы были в Велико-Тырново (по-болгарски – Велико Търново). Нам очень нравится этот город, и мы тут уже не в первый раз. Он очень живописно расположен на скалистом холме, в котором река Янтра проделала петлю-ущелье. Наиболее известная туристическая достопримечательность Велико-Тырново – крепость Царевец, ещё очень интересен старый квартал Асенова махала, где расположено несколько прекрасных храмов 12-13 века: св.Георгия, св.Димитрия, апостолов Петра и Павла и Сорока мучеников.

Интересно, что при строительстве церкви Петра и Павла были использованы колонны из римских храмов; и, поскольку они были разной толщины и длины, то некоторые из них стоят на подпорках.

Для еды у нас в Велико-Тырново есть любимое место — Ego Pizza&Grill на центральной улице города. Здесь не только пицца вкусная, но и хорошие супы и мясные блюда.

Второй день. Велико-Тырново — Ловеч.

Это была самая короткая часть пути — около 110 км; мы не только хотели попасть «из точки А в точку В», но и посмотреть по дороге два замечательных места — Крушунские водопады и Деветашкову пещеру. Утром выехали из Велико-Тырново по дороге Е772 по направлению на Софию и примерно через 10 км свернули направо на дорогу 303 до Левски. В Левски поворот налево на дорогу 301 до Летница, а оттуда до села Крушуна.

До каскада Крушинских водопадов идет короткая, но очень живописная дорожка (экопътека). Самый большой водопад имеет высоту около 20 метров. Зрелище очень красивое, особенно если забраться повыше по проложенным деревянным мосткам.

Куршунские водопады

Чтобы попасть в Деветашкову пещеру, мы доехали до Александрово, а потом по дороге 301 до перекрестка, где указатель показывает направление на пещеру. Деветашкова пещера совсем не похожа на пещеры вроде Дьявольского горла в Родопах, в которые надо спускаться по лестнице под землю. Вход в пещеру больше всего похож на начало широкого туннеля высотой около 30 метров и шириной более 50 метров. Войдя в этот туннель, вы оказываетесь внутри огромного пространства, освещенного солнцем через несколько больших отверстий наверху.

Когда я при подготовке к поездке рассматривал карту Google этой местности, то обратил внимание на два черных пятна. Когда мы увидели эти отверстия в потолке, то поняли, что означают эти пятна на карте. Чтобы оценить размеры пещеры, достаточно сказать, что в пятидесятые годы прошлого века там свободно разместились несколько цистерн для хранения мазута диаметром каждая метров 20. Всего же площадь пещеры больше 20 тысяч квадратных метров, длина почти 2,5 км, а высота — 60 м. Это самое потрясающее чудо природы, которое мы видели в Болгарии.

Потом мы вернулись на дорогу 301 и скоро прибыли в Ловеч. Нам нужно было найти гостиницу «Стариятъ Ловечъ». Мы немного запутались в улицах старого города, и хозяин гостиницы вышел нас встретить.

Отель — двухсотлетний дом, который его хозяин, бывший моряк, отреставрировал и превратил в небольшой уютный гестхаус. Особенно впечатлили скамьи и стол в гостиной, сделанные из дубовых досок толщиной 10 см.Утром он спросил нас, что мы предпочтём на завтрак. И вообще было впечатление, что он принимает у себя в доме близких друзей. А когда мы неосторожно похвалили чашки из траянской керамики, то тут же получили их в подарок. Мы и сейчас ими пользуемся и вспоминаем этот дом и его хозяина.

Очень понравился и город Ловеч — красивый, уютный, ухоженный. Самая известная достопримечательность – Крытый (Покрит) мост, построенный в конце позапрошлого века, восстановленный в 20-е годы прошлого века после пожара и отреставрированный в 80-е. Это единственный крытый мост на Балканах и один из четырёх в Европе. Мост действительно очень красивый, а внутри – многочисленные магазины сувениров.

На холме Хисаря над городом высится крепость. Первые укрепления были на этом холме еще в римскую эпоху, но наиболее значительные события произошли в конце 12 века, когда здесь была остановлена византийская армия и подписан договор, ознаменовавший начало Второго Болгарского царства.

В городе хорошо сохранилось здание старой турецкой бани «Дели Хамам» (17 век). Когда-то в этой бане действовал на практике принцип мультикультурализма: отдельные дни — для мусульман, другие — для христиан. Сейчас здесь создан очень интересный виртуальный аттракцион «Музей на водата», где рассказывают об уникальной отопительной системе этой бани, а на паровой экран проецируются 3D изображения.

Следующим утром мы поехали из Ловеча на юг и через 35 км прибыли в город Траян. Мы хотели посмотреть Траянский монастырь Успения Богородицы, находящийся слева от трассы в 10 км. Этот третий по величине монастырь в Болгарии был основан в начале 17-века афонскими монахами. По легенде, они принесли с собой копию чудотворной иконы «Богородицы Троеручицы», которая и сегодня является одной из главных реликвий монастыря.

Вернувшись на трассу (дорога 35), мы поехали дальше на юг и свернули направо на дорогу 358. Мы планировали заночевать в гостинице «Дива» в городке Чифлик. Этот СПА-отель с бассейном с горячей минеральной водой расположен в лесном массиве на берегу реки Бели Осъм. Нам рекомендовали эту гостиницу наши болгарские знакомые, и она оказалась отличной. Особенно понравился открытый бассейн и прогулка по осеннему лесу.

Утром мы опять пустились в путь. Следующая ночевка была запланирована в городе Казанлык. Нам предстояло пересечь горный массив Стара Планина по Траянскому проходу и попасть в Тракийскую долину.

Когда-то это была часть римской дороги, ведущей к границе империи на Дунае. Самая высокая точка дороги находится на высоте около полутора километров. Дорога достаточно хорошая, серпантин особых трудностей не создает. Несколько раз останавливались пофотографировать в красивых местах. Дорога в 40 километров заняла около часа, а потом по трассе Е 871, по которой поехали на восток в сторону Казанлыка.

За 8 км до Казанлыка справа от трассы находится озеро Копринка. Это искусственное озеро — его создали, перегородив реку плотиной. Но самое интересное то, что на дне озера находится город Севтополис – древняя столица фракийского Одрисского царства 4-3 века до н.э.

Озеро “Копринка”

Как известно, фракийцы (или тракийцы) вместе с праболгарами и славянами — это предки современных болгар, а Одрисское царство занимало большую часть территории нынешней Болгарии. Город Севтополис был обнаружен и исследован в середине 20 века при строительстве водохранилища. Прагматические интересы возобладали над культурными и город был затоплен. Уже многолет говорят о планах осушить часть дна озера вокруг затопленного города, но неизвестно, удастся ли их осуществить. Конечно, те артефакты, которые археологам удалось найти, сохранены, и мы собирались посмотреть их в историческом музее города.

В Казанлыке мы забронировали гостиницу Терес, поскольку она располагала парковкой и к ней было удобно подъехать с трассы (кстати, Терес — это имя одного из фракийских царей).

В Казанлыке есть еще одно место, связанное с историей Одрисского царства: знаменитая фракийская гробница конца 4 — начала 3 века до н.э. Гробница облицована мраморными плитами и украшена фресками с картинами из жизни фракийцев и сценами погребальной церемонии. Правда, для посетителей построили точную копию гробницы, а оригинал берегут для сохранности фресок.

На следующий день мы пошли в исторический музей. Там представлены найденные при раскопках Севтополиса сокровища. Впечатления от творений фракийских скульпторов и ювелиров, работавших почти две с половиной тысячи лет назад — просто фантастические. Но особенно поражает тонкостью работы и художественным мастерством бронзовая голова царя Одрисского царства Севта III. На наш вопрос — где тело статуи? – служители музея ответили: «Търсят»(ищут).

Голова Севта III

На этом самая интересная часть путешествия была закончена, и нам оставалось только преодолеть 300 км до Варны.

Через пару недель мне позвонили из прокатной фирмы и попросили приехать в их офис в аэропорту. Оказалось, что к ним пришел документ из КАТ (болгарское ГИБДД) о превышении скорости и они заплатили за меня штраф в 100 лева. Более того, они показали мне пункт в договоре на прокат машины (написанный, естественно, мееелким шрифтом), по которому я должен не только компенсировать им сумму уплаченного штрафа, но и заплатить еще 100 лева за администрирование штрафа (проще говоря, за то, чтобы перечислить деньги). В результате переговоров удалось избежать этой дополнительной выплаты. Я убедил прокатную фирму, что они неправильно сделали, что оплатили полную сумму штрафа (за немедленную оплату штрафа полагается серьезная скидка) и поэтому я не буду платить им 100 лева комиссионных.

В итоге мы проехали за 4 дня около 800 км по Дунайской долине, Стара-Планина и Тракийской долине, увидели чудеса природы, новые для себя города и великолепные произведения искусства. Поездка вышла замечательная!

Александр Коган для “Перелётного чердака”,
все фото – из архива автора.