«Я постиг, что Путь Самурая — это смерть»

Культурология

«36 стратагем», о которых шла речь в предыдущей статье, рассказывали о военных хитростях, при которых допустимо любое, даже бесчестное поведение, лишь бы оно привело к победе. «Хагакурэ», настольная книга любого самурая, наоборот, посвящена прежде всего чести и действиям, которые будут достойны, даже если стоят жизни тому, кто действует.

«Хагакурэ» или «Сокрытое в листве» Книга эта, вернее, целых одиннадцать книг, представляет собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо (годы жизни — 1659—1719), вассала Набэсима Мицусигэ, третьего правителя земель Хидзэн, поэтому еще одно её название — «Сборник Набэсима».

В первой половине ХVII в. в Японии был установлен сёгунат Токугава. Высшее место на иерархической лестнице заняли подданные сёгуна, военные феодалы — даймё. Прочность их власти обеспечивалась личной гвардией, воинами-самураями, сословия, несомненно, привелигерованного. Ниже находились крестьяне, горожане, торговцы и парии. В 1651 г. после смерти третьего сёгуна — Токугава Иэмицу — к власти пришел его сын Иэцуна. К началу его правления Япония уже почти полвека находилась в состоянии стабильного мира. Эпоха Великих потрясений закончилась, на смену ей пришла эпоха Великого мира. В таких условиях сущность военного сословия, существующего ради войны и за счёт войны, стала отмирать. Самураи становились государственными чиновниками, обрастали жирком и начали перенимать повадки обычных горожан. Именно в противовес этой сытой жизни, ценности которой стали богатство, роскошь и праздность, был написан трактат «Хагакурэ» — настоящий гимн тому, что «Если всё в мире не более чем притворство, искренна одна лишь смерть».

«Я постиг, что Путь Самурая — это смерть»
Гравюра Утамаро, мастера, прославившегося гравюрами, посвящёнными гейшам из квартала Ёсивара («Ежегодник зелёных домов Ёсивара»).

Вот так примерно выглядел один из публичных домов столицы: драгоценные одежды, расписные ширмы, красавицы, любовные записки и беззаботная праздность.

Здесь следует упомянуть некий сборник поэзии начала XI века, известный как «Сэтсукэкка» («снег-кровь-цветы»), составленный из стихотворений воинов-участников нашумевшей смуты, предшествовавшей как раз эпохе сёгуната. Асано Наганори, глава клана Сога, был оскорблён придворным Моронао, обнажил меч и нанёс удар, после чего совершил ритуальное самоубийство, но Моронао удалось выжить. Все самураи, служившие Наганори, превратились в ронинов — вассалов без господина. Выждав удобный момент, тринадцать воинов ворвались в особняк Моронао, убили его и добровольно ушли из жизни, приняв «смерть вслед за господином». Эта история имела большой резонанс, служила примером самурайской доблести и верности, породила массу последователей и подражателей. Большая часть стихов в этой книге — предсмертные. А само название перекликается с популярным тогда стилем стихосложения — «снег-луна-цветы». Впоследствии гравюры «Жизнеописания преданных и верных вассалов» — листы с изображением участника мести и его предсмертными стихами — были очень популярны в Японии, а по мотивам всей истории неоднократно ставились пьесы.

«Я постиг, что Путь Самурая — это смерть»
Куниёси, лист из серии «47 преданных вассалов».

На этом листе один из героев драмы, Цунэнари. В поисках спрятавшегося хозяина особняка он протыкает копьем плетёный лакированный сундук. Его предсмертные стихи — одни из самых прекрасных строк, когда-либо созданных человеком:

Словно бумажный змей,
Рвётся душа
На ветру.

Вот эти идеалы легли в основу одиннадцати книг «Хагакурэ». Прежде всего это — правила поведения самурая, необходимые для обеспечения его карьерного роста и уважения со стороны других самураев. При этом личное достоинство ценится выше положения в обществе, а личные интересы — ниже интересов господина. Но служение господину не является рабством. Самурай несёт не просто службу, он, к примеру, обязан указать господину на неверное или опрометчивое решение. В то же время путь воина предписывает исполнить несправедливое решение, если господин настаивает. Но после этого, разрываясь между долгом и чувством справедливости, настоящему самураю надлежит совершить сеппуку, ритуальное самоубийство. Довольно много внимания уделено взаимоотношениям в семье и воспитанию детей, особенно, если это — осиротевшие дети господина.

«Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днём и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги — что он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириада зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед, и насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделённой прекрасными качествами. Ибо жизнь мимолетна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина». В книге множество историй, занятных и назидательных:

В прошлом году на всеобщем собрании один человек выразил категорическое
несогласие с мнением старейшин и сказал, что если его не поддержат, он убьет
главу собрания. Его предложение прошло. По окончании собрания он сказал:
     — Они  согласились  со  мной  очень  быстро. Думаю, что  они  слишком
тщедушны, чтобы быть хорошими советниками для своего господина.
*** 
Если ты принял  решение убить  человека,  не нужно изобретать  окольный
путь, даже  если действовать без промедления  очень трудно.  Ведь ты  можешь
утратить решимость, упустить удобный случай и поэтому не достичь успеха.  На
Пути Самурая  главное — непосредственность, и поэтому лучше всего броситься
на врага сразу же.
     Один человек из провинции Каваками ехал  на чтение сутр в Дзиссоин. На
пароме его слуги напились и начали  приставать  к одному  из матросов. Когда
они высадились  на берег, один слуга  обнажил меч, но матрос схватил палку и
ударил  его по голове. В  этот  момент подоспели другие матросы с веслами в
руках. Они не убили слугу только потому, что подоспел хозяин, который ничего
не знал о случившемся. Тем временем другой слуга извинился перед матросами и
стал успокаивать  товарища.  Позже в этот  вечер первый слуга  протрезвел  и
обнаружил, что меч у него украли.
     В этом  происшествии  прежде всего виноват  хозяин, который должен  был
остановить распоясавшихся слуг еще на пароме. Кроме того, можно сказать, что
хотя  слуга действовал неправильно, после того  как его  ударили по  голове,
отпала всякая необходимость приносить извинения.  Хозяин должен был спокойно
подойти  к слуге  и матросу и зарубить их  обоих. Воистину это был тщедушный
человек.
***
Полезно иметь в рукаве немного румян. Может случиться так, что, когда человек проснётся ото сна или придет в себя после веселой попойки, и цвет его лица окажется нехорош. В таких случаях следует достать румяна и припудрить ими лицо. 
***
Говорят, что если рассечь лицо вдоль, помочиться на него и потоптаться по нему ногами, обутыми в соломенные сандалии, то с него сойдет кожа. Это услышал священник Гёдзаку, когда был в Киото. Такими сведениями следует дорожить.
 

А есть наставления, которые можно смело брать любому современному человеку, как говорится, «хулы не будет»:

«Надёжность — одно из качеств Пути воина, необходимых самураю, но ни в коем случае не желательно оказывать помощь без веских причин, ввязываться в дела, которые не имеют значения, или принимать на себя обязательства в том, что не касается тебя самого, только ради того, чтобы сделать так-то или дать совет. Даже если дело в какой-то степени касается тебя, лучше остаться в стороне, если тебя никто не просит вмешаться. <…> Поэтому я говорю, что самурай не должен без необходимости принимать на себя обязательства».


В заставке использован кадр из фильма Куросавы «Расёмон».

Хотите нас поддержать?
Спасибо!