Икэбана для чайников

Искусствоведение

… или чего можно нахвататься за три урока у мастера школы «Согэцу».

Цветы — важный элемент религиозной и повседневной жизни японцев вот уже много веков, но ещё сто лет назад искусство икэбаны было весьма строгим: можно было использовать только эндемичные и только сезонные растения. В первой трети двадцатого века случилась революция: пришёл Софу Тэсигахара и заявил, что икэбану может создавать кто угодно, где угодно и из чего угодно. В том числе — использовать растения, которые не соответствуют сезону. В том числе — использовать растения, которые не растут в Японии или были привезены. В том числе — использовать не только растения, но и камень, металл, ткань, даже пластик.

Три кита икэбаны — линия, масса и цвет. Линия должна быть красивой, а ещё линии должны идти под определёнными углами. Масса элемента складывается из его длины и пышности; вся композиция должна быть уравновешена по массе. Скажем, длинную тонкую ветку нужно сбалансировать пышным цветком. Цвет может как гармонировать, так и контрастировать.

Композиция складывается из трёх элементов: шин, соэ и хикаэ. Шин и соэ — из одного материала; обычно это ветки. Хикаэ — из другого материала, обычно это цветок или цветы (три, пять, реже семь). Три основных элемента дополняют помощники. Их можно брать из обоих используемых материалов. У них две функции: завершить композицию, добавив где нужно массу, объём, цвет и прочее; закрыть основу, её не должно быть видно.

Шин олицетворяет небо, соэ землю, хикаэ человека. Они строго пропорциональны друг другу, есть определённые правила их соотношения. Длиннее всех шин, потом соэ, а хикаэ меньше всех. Элементы хикаэ тоже должны быть разной длины, если их несколько, появляется главный и подчинённые. Ещё говорят, что шин — хозяин, а остальные его вассалы, и потому не могут быть больше и заметнее, привлекать внимание. Словом, строгая иерархия.

Размер вазы = высота стенок + диаметр. Вазы бывают двух типов: низкая (морибана) и высокая (нагеирэ). Из-за способа вычисления «размер» высокой и низкой вазы может оказаться одинаковым. Размер важен потому, что от него зависит длина элементов. Шин по длине как размер вазы с коэффициентом 1, или 1,5, или 2. Соэ — три четверти от длины шин. Хикаэ — три четверти или половина от длины соэ (в зависимости от выбранного коэффициента). Да, на этом месте у меня тоже взрывался мозг.

Ничего, дальше начинается ещё веселее. Три основных элемента должны располагаться на кензане так, чтобы формировать треугольник. Кензан может находиться в вазе в восьми разных позициях. Для каждой позиции строго установлены углы, под которыми каждый из трёх элементов наклонён относительно вертикали.

С высокой вазой, с одной стороны, проще, потому что там нет восьми позиций и вообще нет кензана, элементы крепятся или на крестовине, или на вертикальной основе (толстой ветке, например). С другой, попробуй ещё укрепи эту самую крестовину; а ведь углы наклона тоже надо соблюсти! Или вот когда используешь крестовину, хороший тон использовать только две четверти получившегося круга, а высший пилотаж — только одну.Ещё важные моменты: подрезать ветки и цветы нужно обязательно под водой. Элементы композиции не должны касаться воды. Все неровные, рваные, сухие или подгнившие листья и цветы нужно обрезать. Симметрия не годится, японцы не любят симметрию. Составляя композицию, важно не перестараться: не сделать слишком пышно, не добавить слишком много, оставить пространство между элементами.

Икэбана для чайников

Теперь хорошие новости! Когда освоишь вот это всё, можно пойти вразнос и начать делать так:

Но для этого трёх занятий недостаточно, нужно отучиться два года: после этого делаешь дипломную работу, отправляешь фото в Японию, и если комиссии нравится, тебе дают сертификат и «цветочное имя». Словом, как говорил Пикассо, Learn the rules like a pro, so you can break them like an artist (Выучите правила как профессионал, чтобы потом вы могли нарушать их как художник).

Икэбана для чайников

За уроки икэбаны спасибо Оксане Штык.

Хотите нас поддержать?
Спасибо!