Символика и устройство христианского храма, часть первая

Искусствоведение

В этом цикле статей я хочу коротко рассказать о том, как складывалась символика христианского храма, какие типы соборов бывают и в чем их отличие, а также о том, в чем разница между символической нагрузкой у витража и мозаики.

Начать следует с самых первых молельных домов тех времен, когда христианство еще не было официально разрешенной религией (это случилось только в четвертом веке н. э., при императоре Константине), и более богатые христиане предоставляли свои дома для собраний единоверцев.

Символика и устройство христианского храма, часть первая
План «дома собраний» в городе Дура-Европос, середина III в н. э.

Обязательными для таких домов были два помещения: баптистерий и большой зал для вкушения совместной трапезы, что соответствовало двум раннехристианским таинствам: крещению и евхаристии (представление о семи таинствах появилось гораздо позже). Во внутреннем дворике могли находиться так называемые «оглашённые», то есть не прошедшие крещение соискатели. Обратите внимание, что баптистерий и помещение с престолом для совместной трапезы ориентированы в противоположные стороны, на восток и на запад, и это сохранится еще какое-то время, пока к концу IV в. не установится единая ориентация всех храмов — апсидой на восток. В баптистерии в этом доме собраний в маленькой крепости Дура-Европос сохранились фрески: добрый пастырь, хождение по водам, исцеление расслабленного — они рассказывали принимающему крещение о сути таинства. Богослужение состояло из еженедельного чтения Ветхого и Нового заветов и совместной трапезы. Напомню, что трапезу в эти времена было принято вкушать, лежа вокруг большого стола. То есть престол еще огромен и фактически занимает целый зал.

В более крупных римских городах общины были больше, зал для собраний требует вмещения гораздо большего количества народа, и престол начинает уменьшаться, приобретая символическое значение, а не прямые функции стола с трапезой. Таков, к примеру, недавно открытый зал-церковь в городке Легио, Палестина.

Это сооружение конца третьего века, и украшающие пол мозаики орнаментальны, самое большее, что могли себе позволить христиане того времени, это изображение рыбы, потому что греческое «ихтис», «рыба», считалось акронимом имени Христа.

Считается, что крипта, помещенная в христианском храме точно под алтарем и хранящая мощи одного или нескольких святых, это дань «катакомбному периоду» раннего христианства. Что в катакомбах происходили богослужения — несомненно, несомненно и то, что именно над захоронениями строились первые официальные христианские храмы. Но появился и еще один тип построек: когда могилу христианского мученика «прятали» в могиле богатых римлян. Римлянин воздвигал себе или своей семье мавзолей, который одновременно служил «домом собраний», а в нижнем ярусе находился семейный склеп — и «заодно» мощи святого. Такой тип построек сохраняется и позже, например, мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (ее мавзолеем так и не ставший), знаменитый своими мозаиками, но о мозаиках чуть позже.Теперь о базилике. Когда христиане получили возможность строить свои храмы официально, они постарались уйти как можно дальше от «языческого» храма, и за образчик была взята римская базилика, причем исследователи, помимо причины «чуждости», указывают еще и на различия строения античного храма и христианского. Античный храм был очень скудно освещен, это был дом бога, все жертвоприношения устраивались снаружи, ведь это была и кровавая, и огненная жертва. Христианское жертвоприношение бескровно, хлеб и вино, а зал, вмещающий массу народа, должен иметь доступ и света, и воздуха. Поэтому за образчик было взято простейшее «присутственное» место — крытый рынок или зал суда, длинное вытянутое помещение с апсидой в конце, где находился трон правителя или официального лица, или могла стоять статуя императора. Место присутствия. И вот в это место ставится престол, на котором, взамен венца императора или табличек с законами, помещается Евангелие. И сохраняется уже возникшая пара: под алтарем, престолом – находится крипта, святая могила. Самому телу храма предшествует атриум, в нем как правило находится потомок баптистерия: некий бассейн или фонтан, чтобы верующие перед входом в храм могли омыть руки и очистить таким образом и душу. (Позже его замещает чаша со святой водой у входа.) Нартекс — помещение для тех, кто не может войти в храм — некрещёный или иноверец, – но хочет послушать и посмотреть службу через порталы, которых обычно несколько.

Поперечный трансепт в базиликах возникает ради того, чтобы вокруг престола поместилось как можно больше людей, чтобы они могли обойти его со всех сторон: такова, к примеру, ранняя базилика святого Петра в Риме, и трансепт этот пока смещен к алтарной части. В центр храма, образуя крест, он переместится позже.

Базилика святого Петра была пятинефной, но обычно нефов было один или три, пятинефная базилика — это очень богатый и значительный храм. Здесь, на фреске, особенно хорошо видна «корабельная» структура базилики, ибо храм – это корабль, который выносит человека из бурных вод мирских и спасает от гибели. «Неф» — это и означает «корабль». Само движение участвующих в богослужении напоминало плаванье — долгое шествие вдоль зала к самой важной части, престолу, под которым, в крипте, находились мощи святого, которому посвящен храм. Собственно, в базилике святого Петра под алтарем находится его могила, и старые паломнические пути так и обозначались — не «к храму святого Петра», а «к могиле святого Петра». Христианские церкви в буквальном смысле слова стоят на нетленных костях.


На заставке — «Добрый пастырь» из мавзолея Галлы Плацидии.

Хотите нас поддержать?
Спасибо!