Как ходить в музеи и получать от этого удовольствие

Как начать разбираться

Пока мы готовим новый большой материал, на «Чердаке» продолжается рубрика #какначатьразбираться в … или «… для чайников». И сегодня — о музеях.


Почти в каждом крупном городе есть национальная галерея или музей, в котором представлена коллекция страны: работы местных и зарубежных мастеров, археологические находки и редкости из разных стран. Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Британский музей в Лондоне, Метрополитан в Нью-Йорке, музей Прадо в Мадриде, галерея Уффици во Флоренции…
Чем богаче история города, тем больше в нём музеев.

Как ходить в музеи и получать от этого удовольствие
Один из залов Кунсткамеры, http://www.citywalls.ru/photo2025.html

Знаменитая Кунсткамера Санкт-Петербурга начиналась в 1714 году с коллекции заспиртованных младенцев с дефектами развития, а сейчас располагает крупнейшей в мире этнографической экспозицией и называется Государственным музеем этнографии и антропологии.

Музей изобразительных искусств д’Орсе в Париже — одно из крупнейших в мире собраний европейской живописи и скульптуры периода 1850-1910 годов. Музей искусства и ремесел в Париже демонстрирует эпоху стимпанка во всех его прекрасных подробностях. Есть музеи истории — и некоторых весьма узких её областей, как, например, музей Истории канализации в Праге. Есть большие интерактивные музеи, такие, как московский Экспериментариум. Есть скансены — этнографические комплексы, в которых воспроизведен быт людей определённой эпохи; можно смотреть на их дома снаружи, входить внутрь, видеть, как они жили, в буквальном смысле прикасаться к прошлому (а иногда — даже примерять его).

Как ходить в музеи и получать от этого удовольствие
Интерьер деревенского дома в этнографическом селе Скансен, имя которого стало нарицательным; https://www.rutraveller.ru/place/3759

Как пользоваться этой роскошью с наибольшим удовольствием для себя?

1. Выясните как можно больше о самом музее до того, как в него пойти: изучите его сайт. Узнайте, что является предметом особенной гордости музейного собрания. Если билет можно купить онлайн, это избавит вас от стояния в очереди.
Во многих городах есть общие музейные билеты, которые предлагают осмотреть несколько объектов за несколько дней. Также многие музеи и галереи предлагают годовой абонемент, что тоже может быть полезно.
На сайтах бывают дополнительные материалы — статьи и рассказы об экспозициях и не только.
Также имеет смысл посмотреть календари художественных выставок на ближайший год.

Как ходить в музеи и получать от этого удовольствие

2. Выберите дату и идите в музей.

3. Не спешите входить внутрь — посмотрите на здание снаружи. Каждое здание музея — это часть истории города и страны. Иногда оно построено специально для того, чтобы вместить в себя коллекцию — как, например, Национальный исторический музей в Софии; но так бывает далеко не всегда.

Например, Эрмитаж — весь его комплекс из шести зданий — изначально был зимней резиденцией русских царей. Его начали строить в 1762 году, и уже тогда — как целый город в городе. Жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Подсобные помещения: аптека с лабораторией и квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж. После Зимний дворец дополняли и расширяли, достраивали и перестраивали вплоть до начала двадцатого века. Сейчас в Эрмитаже более трёх миллионов экспонатов (в Лувре их около 300 тысяч). Если осматривать все 350 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет.

Или Музей искусств и ремёсел в Париже — самый старый технический музей Европы. Он находится в здании бывшей церкви Сен-Мартен-де-Шан, построенной в 1059-1060 годах. Аббатство там было вплоть до Французской революции — до 1789 года. После Национальный Конвент Французской Республики утвердил проект создания Консерватории исскуств и ремёсел для «изучения и сохранения машин и инструментов, чертежей, и моделей, книг и различной документации всех существующих искусств и ремёсел». Консерватория немедленно получила в своё распоряжение множество частных технических коллекций, конфискованных у бывших владельцев. И этому новому музею в 1789 году выделили помещение церкви Сен-Мартен-де-Шан. После ремонта здания, сильно пострадавшего от революции, в 1802 году в нём открывается и экспозиция, и одноимённое учебное заведение — студенты которого могут практиковаться на выставленных в музее машинах. И этот старейший в Европе музей был первым интерактивным: с самого начала его служители не только рассказывали об экспонатах, но и показывали, как они работают и для чего предназначены.

Здание собора Святой Софии в Константинополе (нынешний Стамбул) построено в шестом веке нашей эры. Для его создания в столицу Восточной Римской империи отовсюду свозили не только самые лучшие материалы — но и особенно красивые детали древних языческих храмов. Император Юстиниан хотел для храма невыносимой красоты и запредельной роскоши; священники едва убедили его не покрывать храм изнутри золотом весь. Впечатление о том, каким был храм, мы можем получить по тому немногому, что нам осталось. В восьмом веке в период иконоборчества мозаики частично сбили, частично замазали, а большинство фресок уничтожили. В десятом веке храм и всё его внутреннее убранство сильно пострадало во время землетрясения; его укрепили контрфорсами, и внешне он изменился тоже. В середине пятнадцатого века Османская империя захватила остатки Восточной Римской, Константинополь стал турецкой столицей, а собор Святой Софии — мечетью. Сейчас это музей.

4. В холле каждого музея есть информационная стойка. На ней можно найти: расписание работы выставок на ближайший год; план музея — он пригодится, чтобы найти короткий путь к интересной вам экспозицию; буклеты временных выставок; иногда — аудиогид. Как правило, национальные галереи искусств — огромны, так что стоит заранее выбрать, на что идти.
Здесь же в холле — лавочка, куда можно прийти за каталогом выставки, которая вам понравилась, и за всякой смешной мелочью типа кружки с репродукцией известнейшей картины. Например, в Музее Клюни можно купить зонтик с дамами и единорогами. Если при лавочке есть почта — можно отправить самому себе или друзьям любой купленный сувенир или открытку с печатью.

Как ходить в музеи и получать от этого удовольствие
Носки, созданные при участии московского Музея изобразительных искусств имени Пушкина, фото strelka.ru

5. Если вы приходите на временную выставку — не поленитесь прочесть материалы экспозиции. Обычно об этом очень подробно рассказывает первый зал.

Уникальные временные экспозиции, посвящённые определённому художнику или событию, иногда собирают тематические экспонаты из музеев разных стран. Так, мемориальная выставка Питера Брейгеля Старшего в Вене осенью 2018 года собрала около 30 живописных полотен и 60 рисунков и гравюр. Такой большой сольной выставки Брейгеля ещё не бывало. Работы съезжались со всего мира. Их везли из музеев, из частных коллекций; из Берлина, Вены, Мадрида, Антверпена, Рима, Праги, Лондона и Роттердама. Некоторые полотна не выставлялись прежде никогда — ещё и потому, что написаны на деревянных досках, которые со временем становятся все более хрупкими и могут просто не пережить транспортировку.

В первом зале экспозиции были представлены не только стадии создания картины на доске и инструменты, которыми это делалось, но и образцы той посуды, обуви и предметов быта, которые часто встречаются на картинах этого художника.

6. Как правило, в залах вы увидите табличку, запрещающую либо фотографировать вообще, либо — со вспышкой. Это не каприз музейных работников. Некоторые экспонаты, например, старые акварели, вообще не переносят лишнего света, они выгорают.

Как ходить в музеи и получать от этого удовольствие
Фото в музее, http://fotogora.ru/?page_id=3439

7. Простая музейная хитрость: если вам что-то особенно понравилось, дождитесь группы с экскурсоводом. Интересным опытом может быть прослушать несколько групп: все экскурсоводы рассказывают разное.
Возле известных картин, как правило, есть описание истории их создания и краткое разъяснение сюжета. Лучше всего, если есть возможность, воспользоваться аудиогидом.

8. Выходя из музея, можно купить сувенир, посидеть в кафетерии, если он есть, потому что — простите за озвучивание очевидного — все музеи существуют на то, что мы туда ходим.

Но ладно крупные города. В небольшой Варне, где зимой живёт около трёхсот тысяч людей, а летом — до миллиона — есть восемь государственных музеев и несколько частных.

Как ходить в музеи и получать от этого удовольствие
Один из залов Археологического музея города Варны — здесь собраны памятные плиты из некрополя Одессоса времён Римской империи. Фото с сайта visit.varna.bg

В один из зимних дней мы с проектом Ходи-смотри отправились в Музей Возрождения. Он небольшой, и рассказывает о той части истории, что хорошо знают местные — и почти не схватывают туристы; соответственно, для того, чтобы поход получился осмысленным, нам нужно хорошо подготовиться.

Болгарское Возрождение отличается от европейского, во-первых, временем (XVIII-XIX век), а во-вторых — содержанием: болгары возрождали не греческие образцы по римским копиям, а собственный национальный дух. С середины пятнадцатого (а в некоторых областях страны — с конца четырнадцатого) века Болгарией владела Османская империя, которую вполне устраивал народ как ресурс и земля как житница. При этом совершенно не устраивало, когда её пытались подорвать изнутри — поэтому все попытки стихийного сопротивления были жёстко подавлены. Любой, кто говорил о несправедливой власти султана; любой, кто призывал бороться или просто пел о свободе как о мечте — рисковал собственной жизнью. Большинство партизан-поэтов и писателей-воинов не доживало до тридцати — и в музее мы увидим их фотографии и ещё раз вспомним их имена.

Как ходить в музеи и получать от этого удовольствие
Некоторые из героев истории и литературы

Готовясь к экскурсии, я иду на сайт музея Возрождения в Варне — и узнаю, что один из его залов в точности воспроизводит класс первой городской светской школы: с песчаными досками, с цельными партами-скамьями, с наградными и позорными медалями. А, узнав, что изначально музей размещался в здании при церкви святого Михаила, решаю начать прогулку с него.

Как ходить в музеи и получать от этого удовольствие
Памятник у храма, visit.varna.bg

Мы обходим здание по периметру, вспоминая о том, что это была первая болгарская церковь Османских времён — все остальные православные храмы города принадлежали греческой митрополии. Именно здесь, в церкви святого Михаила, русские солдаты отслужили праздничный молебен после освобождения города от турок в 1878 году; об этом напоминает небольшой памятник рядом с колокольней. Мы говорим о том, что первое религиозное училище было организовано здесь, при церкви; тут учились писцы. Мы заходим внутрь, обходим внутренние помещения, отмечая надписи «фамилия такая-то, год 1868» — и заодно говорим о первых светских школах девятнадцатого века. В какой-то момент входит служитель церкви, меняет свечи и вычищает киоты; мы друг другу не мешаем.

После мы самыми необычными улочками идём к музею Возрождения. Его здание построено в 186о-х годах, это дом греческого торговца, жившего в центре бывшего турецкого квартала. Так в Варне девятнадцатого века бывало нечасто; тогда селились кварталами: греки — в греческом, евреи — в еврейском, армяне — в армянском, турки — в турецком. После Освобождения (1878 год) греческий торговец продолжал жить в своём доме, а после прихода советской власти (1944-1946) здание было национализировано. В пятидесятых-шестидесятых годах двадцатого века здания постройки середины девятнадцатого или сносили, или модернизировали — утепляли, перекрывали окна и делили на квартиры — что полностью меняло внешний вид. Тем, что этот дом сохранил первоначальный облик, город обязан главному архитектору советских времён, Камену Горанову, который пытался спасти как можно больше памятников истории и архитектуры.

Внутри два этажа.

Мы разглядываем инфостойку и сувенирную лавочку, а потом поднимаемся в класс. Пишем на песчаных досках, читаем все таблички в витринах, удивляемся списку учебных дисциплин, мысленно примеряем позорные и наградные медали, играем в кубики азбуки и, конечно, садимся за парты. Приходим к выводу, что варненские ученики конца девятнадцатого века были более хрупкими, чем взрослые люди начала двадцать первого.

Хранительница музея рассказывает нам, что сначала в школах не было профессиональных учителей и старшие ученики учили младших, обращает наше внимание на прописи и блокноты, а потом уводит в соседнюю залу, где хранится настоящее сокровище — средневековые рукописные книги.

Третий зал музея — об Апрельском восстании, а также о Джузеппе Гарибальди и его связях с болгарскими партизанами.

Хранительница музея рассказывает подробно о каждом экспонате, предвосхищая наши вопросы «почему это здесь» и «чем это важно». Завершает рассказ историей об уникальной сабле-карабине — таких было сделано только две, обе — по заказу болгарских партизан Османских времён. Сабли выковали-отлили в Бельгии, и одна живёт здесь, в Варне, а вторая — в Русе; сейчас в витрине выставлена её модель, а настоящий клинок уехал повидаться со своим братом-близнецом на временную выставку.

В музее гостит плотная экспозиция, посвящённая Христо Ботеву, одному из народных будителей; мы внимательно прочитываем плакаты и смотрим фотографии, и в какой-то момент информации и впечатлений становится так много, что становится пора уходить.

Мы спускаемся на первый этаж, где хранительница музея показывает нам витрины с оружием времён Крымской войны и показывает коллажи, созданные варненской художницей из редких рисунков той эпохи. Мы вспоминаем о полном разрушении города казачьими войсками в 1829 году, о возрождении его султаном Махмудом Вторым, о трёхлетнем освобождении Варны от налогов (и вообще о налогах османских времён), о благодарственной стелле и «султановой чешме» — и о том, как сгорел золотой шар, украшавший обелиск. Под конец хранительница музея рассказывает о том, что варненская крепость османских времён была целиком разрушена в 1905 году и от неё осталась только одна деталь ключ и замок от портовых ворот. Но это не совсем так; уцелели последние камни последней части стены, настоящие свидетели событий трёх веков — и минимум пяти государств: султаната, княжества, царства, социалистической республики, демократической страны.

Вся прогулка вышла на два с половиной часа. Мы благодарим хранительницу музея и друг друга за компанию, я ещё раз вслух пересчитываю подарки сегодняшнего дня — книги, дневники, медали, доски, родню Христо Ботева, клинок-ружьё, настоящий ключ от настоящего замка, имя портовых ворот — и мы расходимся до следующей встречи.

Интересных выставочных пространств в Варне много, и этой зимой мы осмотрим их все (окей, будем реалистами: сколько получится).
Такой план.

Как ходить в музеи и получать от этого удовольствие
Плейстозух и тарб из Палеонтологического музея, paleo.ru

На заставке — фото внутреннего дворика Археологического музея.

Хотите нас поддержать?
Спасибо!